четверг, 26 мая 2016 г.

Исабеков С.Б, Аяпбекова А.Е, Демеуов А.Б. ТУРИЗМ - ЭКОНОМИКА - ГОСУДАРСТВО

.




ТУРИЗМ  -  ЭКОНОМИКА  -  ГОСУДАРСТВО


          Туризм, уже в конце XX века, стал частью нашей культуры. Туризм сегодня - это сфера социально-экономического комплекса, которая во многих странах превратилась в бурно развивающуюся индустрию. В настоящее время каждое 7-е рабочее место в мире приходится на туристский бизнес. По прогнозам ВТО, к 2020г. количество международных туристских прибытий составит 2,6 млрд., т. е. в 3 раза превысит показатели 2000г. Ежедневные расходы туристов, исключая авиаперевозки, вырастут до 5 млрд. долл. в день.


Рисунок 1.


Несмотря на растущее значение и доказанную способность туризма содействовать росту ВВП, создавать рабочие места и обеспечивать экспортные поступления, он все еще не имеет должного политического и экономического признания в нашей стране.
           В Казахстане так много удивительных мест и вряд ли их можно «осилить» даже за многие годы. «Кочевать» можно всю жизнь, например, отправиться вместе с археологическими экспедициями познавать эпоху бронзы или раннего железа, а потом посетить памятники новейшей истории - стартовые площадки Байконура. Затем осмотреть подземные мечети и меловые горы в Атырауской области, мавзолеи восточных владык, почувствовать духовную связь в сакральном для всех тюрков месте упокоения Коркыта-ата и  совершить паломничество к мавзолею Ахмеда Иассауи. Можно сравнить свои ощущения, спускаясь в глубокие каньоны и поднимаясь на горные пики, встретиться с потомственными чабанами и ремесленниками, чей быт не изменили столетия, а те, кто желает попробовать романтики прошлого, могут оседлав коней или верблюдов, отправиться через горы, пустыни и степи нашей бескрайней Родины.
Казахстан - страна, с хорошо обеспеченными предпосылками для развития туризма, как природными, так и социально-экономическими. Каждая область нашей республики  обладает своими неповторимыми  особенностями, которые делают их привлекательными с точки зрения туризма, но в туристком направлении они почти не освоены. По оценкам экспертов, доходы от международного туризма в Казахстане составляют не более 10 %, от потенциально возможных. Доход от внутреннего туризма в республике незначителен, в то время как в большинстве развитых в туристском отношении стран он обеспечивает от 30 до 50 % поступлений в бюджет.
  
Рис.2    


                  

Рис.3


Из 2000 с лишним туристических фирм республики, лишь 30%  из них, занято организацией въездного туризма, остальные же работают на выездной туризм, особенно на коммерческий шоп-туризм. Такое однобокое развитие казахстанского туризма приводит к оттоку из страны денежной массы в огромных размерах, что негативно отражается на ее бюджете. Въездной туризм в Казахстане – это в основном бизнес-туризм: международные конференции, выставки, семинары, фестивали, кстати,  90% туристов посещают Казахстан только один раз. В Казахстане отсутствует полный развернутый туристский реестр и кадастр, а  все должны знать какие у нас памятники истории или объекты туристского назначения.


Таблица 1


Казахстан имеет хорошие перспективы развития внутреннего туризма, но сегодня он является стихийным, неорганизованным и имеет всего 3% всех поступлений от туризма. Из-за отсутствия должного внимания к нему со стороны государства бюджет недополучает большие средства. Доход, полученный от оказания туристских услуг, распределяется между туристскими организациями и государством (налоги и сборы). Наибольший доход, связанный с туристской деятельностью должен создавать въездной туризм, а на сегодняшний день наибольший доход (73 процента) Республика Казахстан получает от деятельности туристских организаций, работающих на выездном направлении, въездной туризм дает 13 процентов дохода, внутренний туризм - 14 процентов. 

Таблица 2

Казахстан стремительно развивается в условиях рыночной экономики, но развиваются преимущественно нефтедобывающая и металлургическая отрасли, что касается туризма, то он на стадии затянувшегося зарождения. К препятствиям, сдерживающим имеющийся в стране значительный потенциал, следует отнести: 1- высокие ценовые показатели на все виды услуг, в том числе на транспортные, гостиничные и ресторанные; 2- низкий уровень государственного контроля турфирм, что сопровождается неконтролируемостью их деятельности; 3 - недостаточное развитие транспортной и гостиничной инфраструктуры; 4 - недостаток профессиональных кадров; 5 - несовершенство законодательного и экономического стимулирования въездного и внутреннего туризма на государственном и местном уровне; 6 -  незначительный ассортимент и низкий уровень предлагаемых услуг; 7 - слабая научно-исследовательская база, для исследования этой сферы.
Положительное влияние туризма на экономику нашего государства мы увидим лишь в том случае, если туризм в стране будет развиваться всесторонне, а не превратит экономику страны в экономику услуг. Другими словами, экономическая эффективность туризма у нас появится, когда туризм в стране будет развиваться параллельно и во взаимосвязи с другими отраслями социально-экономического комплекса, а стабильный рост международных туристских прибытий наступит тогда, когда внутренний туризм будет развит на достаточно высоком уровне и станет доступен всему населению Казахстана.

                              Современная экономика туризма

Современная экономика туризма представляет собой систему отношений, возникающих в сфере туризма в процессе производства, распределения, обмена и потребления результатов туристской деятельности, а экономика туристской фирмы - это совокупность факторов производства, фондов обращения и нематериальных активов, доходов (прибыли), полученных в результате реализации туристского продукта и оказания различных других услуг (выполненных работ).
Стоимостная оценка активов и доходов туристской фирмы характеризует уровень и масштабы ее развития, что в свою очередь зависит от умения найти оптимальное соотношение между используемыми ресурсами, количеством и качеством реализованного туристского продукта - с одной стороны, и объемом реализации турпродукта и прибылью от его реализации - с другой. Тур представляет собой комплекс различных услуг (размещение, питание, транспортные услуги, бытовые, туристские, экскурсионные и др.), объединенных на основе главной цели путешествия и предоставляемых на определенном маршруте в определенный срок. Кроме услуг, туристы могут покупать товары туристского назначения. Совокупность услуг и товаров туристского назначения образует понятие "туристский продукт", а турпродукт включает:
- туры, объединенные по целенаправленности (познавательные, оздоровительные и т. п.);
- туристско-экскурсионные услуги различных видов (размещение, питание, транспортные услуги и т. д.);
- товары туристско-сувенирного назначения (карты,открытки,сувениры и др).

Расходы туристов из других регионов представляют собой вклады в экономику нашего государства. Так, туристы из Франции получали  свои доходы на родине, но путешествуя по Казахстану, расходуют деньги в Казахстане, т.е. вкладывают их в экономику нашей страны. Таким образом, расходы иностранцев в нашей стране в туристских целях представляют собой для Казахстана туристский экспорт. Въезжая в нашу страну, туристы приобретают туристский опыт и увозят с собой незабываемые впечатления от поездки. Итак, когда туристы из Казахстана совершают путешествие во Францию, это становится туримпортом в экономику Казахстана. Деньги французских туристов, потраченные в Казахстане, являются туримпортом для французской экономики.


Рисунок 4. Экономическое сравнение товарных и туристских потоков

Туристская политика нашего государства должна представлять собой совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на функционирование сфер туризма, для достижения конкретных целей сохранения и развития социально-экономического комплекса. Основными направлениями туристской политики Казахстана должны стать:
- защита прав путешествующих;
- защита интересов производителей отечественного турпродукта;
- всемерная поддержка внутреннего и въездного туризма, которая может проявляться в форме:
а) прямых инвестиций в формирование туристской инфраструктуры;
б) научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения национального турпродукта на мировом рынке;
в) налоговых и таможенных льгот, стимулирующих приток инвестиций.
Туристская политика нашего государства должна базироваться на стратегии и тактике, это:
 Туристская стратегия – это выработка общей концепции развития и целевых программ, для реализации которых потребуется время и большие финансовые ресурсы.
  Туристская тактика – это конкретные меры и приемы достижения поставленной цели в конкретных условиях.
  Главная цель и задача нашего государства - создание современного  туристского комплекса, Для реализации этой цели предлагается целый ряд мер (туристская тактика), среди которых: создание нормативно-правовой базы развития туризма, соответствующей международной практике; формирование экономических механизмов стимулирования развития иностранного и внутреннего туризма, привлечение инвестиций в эту сферу; введение жесткой системы сертификации и лицензирования туристской деятельности.
       Фирмы, обслуживающие туристов прибывших из-за рубежа, стимулируют продажу сопутствующих товаров, материально помогая национальной экономике. Естественно, если импорт превышает экспорт, то ВВП будет иметь меньшее значение. Поэтому нам выгодно привлекать больше туристов в Казахстан, поощряя их тратить как можно больше денег.
         Влияние туризма на экономику нашей страны - это результаты расходов туристов и в первую очередь иностранных. Расходы туристов повышают доход туристского региона, что в свою очередь ведет к цепочке "расходы - доходы - расходы" и т. д. до тех пор, пока эти связи не замыкают цепочку. Таким образом, влияние первичного дохода вследствие туристских расходов сложно переоценить, так как с ним связаны последующие циклы туристских расходов. Деньги туристов начинают полностью работать на экономику региона, страны, когда туристская фирма покупает местные (региональные) товары и услуги. Продавцы этих товаров и услуг, получив деньги от туристов, выплачивают из них заработную плату своим работникам, которые, в свою очередь, тратят их на покупку товаров, оплату услуг и т. д. Однако, если работники получив зарплату, тратят ее на приобретение импортных товаров или отдых за рубежом, то цикл замыкается и происходит утечка денежных средств из региона (страны). Сочетание прямого и косвенного влияния схем расходов туристов определяет влияние на местную экономику в целом. Обычно не весь доход, полученный в каждом цикле расходов туристов, бывает потрачен. Некоторая часть его откладывается, а другая тратится за пределами данного региона. Чем больше доля дохода, потраченная в пределах региона, тем больше положительный эффект.
Наиболее исследованная категория занятых в туризме - в гостиничном и курортно-санаторном хозяйстве. Косвенная же занятость, создаваемая туризмом в настоящее время, может быть оценена очень приблизительно. Коэффициент занятости будет различен по регионам, так как зависит от их экономической базы. Занятость предполагает доход, который будет стимулировать экономику региона (страны) в процессе его развития. Основным объективным фактором, определяющим уровень потребления, является доход, поэтому объемы потребления прямо пропорциональны величине доходов. Но и человек, и предприятие не только потребляют, но и сберегают, а сбережения - это часть дохода, которая не потребляется. Если валовой доход туристского предприятия распадается на потребление и сбережение, то прирост потребления плюс прирост сбережения всегда равны приросту дохода.
И аналогично, если деньги отложены в форме сбережений, которые не отдаются в заем в течение года, то они опять же не стимулируют отечественную экономику. Таким образом, для получения максимальной экономической прибыли от туристских расходов необходимо вкладывать как можно больше туристских фондов в отечественную экономику, путем покупки национальных товаров и услуг, так как замораживание денежных средств или приобретение импорта в больших объемах не способствует экономическому развитию нашей страны.

Туриндустрия имеет уникальную структуру. Она характеризуется наличием целого ряда отдельных элементов, включающих различные отрасли обслуживания: рестораны, кафе, отели, дома отдыха, прачечные, магазины, торгующие изделиями местных ремесленников и предметами искусства. Сюда входят крупные инвестиции в основные отели, рестораны, торговые центры, порты, аэропорты и т. д.

Рис.5.         Удельный вес инвестиций по видам экономической деятельности в 2013г. в РК(%).      
            
Усовершенствованная, благодаря туризму, инфраструктура региона (страны) будет использована также и местными жителями. Так как индустрия туризма охватывает многочисленные предприятия малого бизнеса, которые поддерживают индустрию, выручка от туризма распределяется среди самых широких слоев населения принимающего региона (страны), а все общество получает экономическую выгоду. 

Рис.6                                        



Но в определенных случаях такой подход может привести и к отрицанию более значимых потребностей страны в инвестициях. Например, инвестиции могли бы быть использованы на образование, здравоохранение и другие социальные нужды. Развитие туризма может породить рост темпов инфляции в регионе, где он развивается. Туристы вкладывают свои деньги, заработанные в другой стране, в экономику данного туристского региона и это повышает доходы этого региона, что может явиться причиной инфляционного давления, так как повышаются цены на товары первой необходимости: продукты, одежду, жилье, транспорт. Как правило, в туристских регионах особенно стремительно растут цены на землю. Цена, которую иностранцы готовы заплатить за свое проживание во время отпуска в туристском регионе, может резко понизить спрос на жилье самих местных жителей. Местные жители (имеющие сравнительно небольшие доходы) попросту вытесняются с рынка жилья, в районах с развитой туриндустрией. Таким образом, хотя туризм и обладает значительным потенциалом, как инструмент экономического развития, но он не является панацеей от всех экономических недугов. Правительство должно приложить все усилия к оптимизации прибыли от туризма, принимая во внимание те издержки, которые может повлечь за собой его развитие. Следует отметить, что возможность возникновения и величина издержек от туризма для нашей страны гораздо больше, чем для процветающих стран. Развитые страны обладают здоровой экономикой, которая способна с легкостью покрыть все издержки туризма. Обычно экономики подобных стран диверсифицированы, а правительственные инвестиционные программы не полностью сосредоточены на развитии. Итак, к преимуществам развития туризма в Казахстане относятся:
- увеличение денежного потока в страну, в том числе приток иностранной валюты;
- рост валового национального продукта;
- создание новых рабочих мест;
- реформирование структуры отдыха, которая может быть использована как туристами, так и местным населением;
- привлечение капитала, в том числе и иностранного;
- увеличение объема налоговых сборов страны.
Область туризма требует особого внимания, чтобы достичь более глубокого понимания проблемы оптимизации, которая стоит в настоящее время перед правительством нашего государства. Наряду с позитивными последствиями развития туризма не следует забывать и о негативном воздействии отрасли, когда нарушается или полностью разрушается традиционный уклад жизни и природный ландшафт в центрах массового туризма. В подобном случае решение принимать довольно сложно.
Туристкий рынок выполняет многочисленные функции: информационную, посредническую, ценообразующую, стимулирующую, созидательно-разрушительную, дифференцирующую, но в качестве основополагающих функций туристского рынка можно выделить следующие:
 - реализация стоимости и потребительской стоимости туристского продукта;
 -  организация процесса доведения туристского продукта до потребителя;
 -  экономическое обеспечение материальных стимулов к труду.
Являясь частью инфраструктурного комплекса страны, инфраструктура туризма выполняет ряд важных функций, к ним следует отнести обеспечивающую, интеграционную и регулирующую функции.
Обеспечивающая функция - создание необходимых условий для организации обслуживания туристов.
Интеграционная функция - организация и поддержание связей между предприятиями отрасли, формирование территориальных туристско-рекреационных комплексов.
Регулирующая функция - создание новых рабочих мест, влияние на потребительский спрос, развитие отраслей, выпускающих предметы потребления, содействие росту налоговых поступлений в бюджеты разных уровней. Отсюда, туристская инфраструктура оказывает прямое и косвенное влияние на экономику государства.
Туристский рынок характеризуется емкостью, уровнем сбалансированности спроса и предложения, условиями реализации туристского продукта. Емкость туристского рынка обычно выражается в его способности и возможности реализации объема отдельных туров, услуг туризма, при существующих ценах и предложении. Емкость зависит от объемов платежеспособного спроса населения, уровня цен и размеров туристских предложений в стране. На туристском рынке сталкиваются спрос на туристский продукт, который предъявляет турист и предложение туристского продукта, которое предоставляют туристские фирмы нашей страны (внутренний – их мало и не на должном уровне). На туристском рынке действует система экономических рычагов, для сбалансирования спроса и предложения на туристский продукт.
Функционирование туристского рынка имеет явно выраженный сезонный характер. Сезонность туризма влияет на структуру занятости работников в туристской индустрии, особенностями которой являются:
1 - значительный удельный вес неполной занятости;
2 - сезонные колебания объема занятости и трудовой нагрузки;
3 - низкий удельный вес квалифицированного персонала;
4 - ограниченные возможности профессионального роста;
5 - значительный удельный вес женского труда.
Для успешного ведения туристской деятельности фирмам целесообразно не распылять свои усилия, а сосредоточиться на определенном круге потребителей туристского продукта и строить свою политику так, чтобы наиболее полно удовлетворять все потребности именно этого сегмента путешественников. Действия потребителей турпродукта определяются действием закона спроса и предложения. Этот закон устанавливает прямую зависимость между ценой и предложением и обратную зависимость между ценой и спросом.
В настоящее время в туризме существуют две тенденции: подверженность влиянию внешних экономических и политических факторов и способность к быстрому восстановлению своих объемов в неблагоприятной обстановке. Нестабильная политическая и внутригосударственная обстановка во многих странах, а также на мировых финансовых рынках приводит к некоторым изменениям в отпускных привычках туристов, это увеличение числа поздних бронирований, а расходы во время отдыха - уменьшаются. Практики туристской индустрии Казахстана давно возлагают большие надежды на развитие внутреннего и въездного туризма в нашей стране. В ближайшем будущем туристским фирмам придется переориентировать свою деятельность на отечественные регионы и страны ближнего зарубежья.
Казахстанским туристам необходимо предоставлять качественные туристские услуги, для чего надо обеспечить дальнейшее ускоренное развитие отечественной туристской индустрии. Именно поэтому в туризме страны приоритетным должен стать поиск более эффективного использования туристического потенциала относительно ограниченных ресурсов, что и является одной из задач экономической науки.
Туризм - это индустрия, включающая в себя множество видов деятельности и все сегменты индустрии туризма взаимосвязаны и зависят друг от друга. В настоящее время старое понятие «отрасль» постепенно размывается. Для рыночной экономики характерно не столько развитие обособленных отраслей, сколько функционирование диверсифицированных межотраслевых комплексов. Туризм - это диверсифицированный межотраслевой комплекс социально-бытовой инфраструктуры, который имеет производственные и непроизводственные функции и представляет собой туристскую индустрию, а хозяйственный процесс, протекающий в отрасли туризма, является производственно-обслуживающим процессом.
Экономика нашей страны должна быть ориентирована на извлечение оптимальной выгоды от использования ограниченных ресурсов, а экономические факторы должны удовлетворять психологические и физические потребности наших граждан. В современных условиях экономический аспект в туристском бизнесе обретает особую значимость, а для эффективного ведения туристского бизнеса предприниматель должен хорошо разбираться в вопросах экономики туризма. Поэтому, в связи с неоспоримым влиянием экономических факторов на успешное развитие туристской отрасли,  для менеджеров туризма необходимо, в свете глобального экономического кризиса и событий в нашей стране, иметь достаточный набор знаний в области экономики.
Экономика туризма представляет собой науку, которая должна изучать внутренние аспекты экономических отношений в этой сфере деятельности, причем экономические отношения должны рассматриваться в двух уровнях: межотраслевого комплекса социально-бытовой инфраструктуры и хозяйствующего субъекта туристской фирмы.
Туризм, как товар, реализуется в форме услуг. Услуга туризма, есть действие определенной потребительской стоимости, которая удовлетворяет ту или иную человеческую потребность. При этом услуга может быть оказана либо вещью, т. е. при помощи товара, либо в процессе функционирования живого труда. Указанные два способа производства услуг обусловливают и два вида самих услуг: материальные и нематериальные, производство которых неотделимо от их потребления. Туризм можно импортировать в страну и экспортировать из нее, или  туристский экспорт - это вывоз из страны туристских впечатлений, который сопровождается одновременным ввозом туристом денег в данную страну.                               
Туристский импорт - это ввоз в страну туристских впечатлений, который сопровождается одновременным вывозом туристом денег из данной страны. При туристском экспорте направление денежного потока совпадает с направлением потока туристов, тогда как при экспорте товаров данные потоки направлены противоположно. Когда поток платежей идет в Казахстан, значит, что-то было экспортировано: туристский опыт или товары. Денежные потоки в обоих случаях идут в одном направлении. Туризм оказывает существенное влияние на экономику и развитие региона, способствуя притоку валюты в страну, созданию новых рабочих мест, улучшению инфраструктуры и т. д. В Казахстане, для получения максимальной выгоды от туризма, надо разработать такую туристскую политику, которая стала бы частью социально-экономической политики государства. Главной целью политики проводимой нашим государством должно стать создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего все потребности отечественных и зарубежных граждан, а также вносящего значительный вклад в развитие экономики страны.
Итак, развивая туризм, мы должны стремиться добиться от него максимальной экономической эффективности. Экономическая эффективность туризма означает получение выигрыша (экономического эффекта) от организации туризма в масштабах государства, туристского обслуживания населения региона, производственно-обслуживающей деятельности туристской фирмы. Туризм, как торговлю услугами на мировом рынке, можно назвать невидимым экспортом, вносящим соответствующий вклад в платежный баланс страны. Положительным явлением считается тот факт, когда сумма ввоза туристами валюты будет превышать сумму вывоза валюты. Ситуация баланса платежей оказывает прямое влияние на ВВП нашей республики. Поэтому, для казахстанской экономики выгоднее привлекать больше туристов в нашу страну и поощрять их тратить здесь больше денег, чем отправлять своих граждан путешествовать за границу. Прямое влияние туризма на экономику страны или региона - это результат расходов туриста на покупку услуг и товаров туризма или, как результат вклада денег туристами в туристские предприятия, материальное обеспечение работников туризма и создание новых рабочих мест. Способность удерживать турдоход в пределах региона зависит от экономической замкнутости района и самостоятельности местной экономики. Если местная экономика производит товары и услуги, которые пользуются спросом у туристов, то эффект  будет очень значителен. Чем больше товаров импортируется из других регионов, тем меньше эффект. Помимо этого есть еще и сопутствующие экономические явления. Растущие затраты туристов вызывают необходимость в дополнительной рабочей силе, что выражается коэффициентом занятости. По мере расширения туристского региона совершенствуется его инфраструктура, идет строительство новых зданий и сооружений.
Создание новых рабочих мест - один из важнейших показателей вклада отрасли в экономику страны. Утечка денежных средств - это комбинация сбережений (деньги, которые не предоставляются в заем) и импорта (деньги, которые тратятся за пределами принимающего государства). Если тратятся наши деньги за рубежом на импортные товары, то очевидно, что это не стимулирует нашу отечественную экономику.                                                                            В Казахстане утечка достаточно велика, так как  поставщикам туристской отрасли приходится закупать оборудование и некоторые услуги у зарубежных производителей.
Таким образом, инвестиции правительства в инфраструктуру туризма будут стимулировать инвестирование многочисленных предприятий малого бизнеса. Исходные инвестиции в туризм привлекают еще большие инвестиции во вспомогательные и поддерживающие отрасли хозяйства, а так как индустрия туризма охватывает многочисленные предприятия малого бизнеса, которые поддерживают индустрию, выручка от туризма распределяется среди самых широких слоев населения принимающего региона (страны), а все общество получает экономическую выгоду.                                                                      
Следующий положительный аспект развития туризма заключается в том, что туристы вынуждены платить налоги, как и большинство населения. Так как, в основном приезжают из других регионов (государств), то их расходы представляют собой расширенную налоговую базу. В дополнение к обычному налогу с продаж, туристы иногда платят и менее прямые налоги, это аэропортовые сборы, въездная и таможенная пошлины, визовые сборы и др. Кроме этих особых случаев, обычные налоги, собираемые как с туристов, так и с местных жителей, повышаются вследствие туристских расходов. Таким образом, туризм повышает доходы нашего государства, занятость, инвестиции и т. п., но существуют пределы, до которых  руководство нашей страны, принимающего региона может максимизировать прибыль от туризма. Эти ограничения бывают двух типов: социальные и экономические. Социальные ограничения возникают благодаря увеличению налогов, взимаемых с местных жителей при развитии туриндустрии в регионе, а экономические ограничения -  в форме потенциальных издержек неиспользованных возможностей, которые возникают вследствие развития туриндустрии. По многим причинам нежелательно, чтобы туризм стал замещающей отраслью, т.е. полная зависимость региона (страны) от одного-единственного сектора индустрии крайне нежелательна. Более того, туризм порождает определенные социальные издержки и дополнительные расходы на поддержание окружающей среды, которые "ложатся на плечи" принимающего региона (государства) и его жителей. Слишком бурное развитие туризма и полная зависимость от него вызывает следующую дилемму: если прекратить дальнейшее развитие, это грозит экономическим спадом; если же не ограничивать туризм в дальнейшем развитии, то природные и культурные ресурсы страны из-за чрезмерного использования оскудеют, придут в негодность и обесценятся. Правительства некоторых государств смотрят на туризм слишком оптимистично и воплощают в жизнь крупные инвестиционные программы, направленные на развитие туризма и носящие приоритетный характер. Недостатки развития туризма проявляются в том, что туризм:
- влияет на рост цен на местные товары и услуги, на недвижимость, на земельные и другие природные ресурсы;
- способствует оттоку денег за границу при туристском импорте;
- вызывает экологические и социальные проблемы;
- может принести ущерб экологии, окружающей среде. 

Таким образом, исследование развития динамики и структуры услуг индустрии туризма показывает, что туристкий рынок у нас еще недостаточно развит и ориентирован на зарубежные путешествия,  поэтому необходимо финансовое содействие со стороны государства, для формирования конкурентоспособной индустрии туризма на мировом уровне.  

Таблица 3.

В мировой экономике туризм – одна из наиболее быстро развивающихся сфер. По данным Всемирной туристской организации ООН (UNWTO) и МВФ, ее вклад оценивается в 3,5 трлн. долл., что эквивалентно 10,9% мирового валового внутреннего продукта (ВВП) и 7% мировых инвестиций. С 2000 года индустрия туризма занимает первое место в мировом экспорте товаров и услуг, обогнав автомобильную, химическую, пищевую и электронную промышленности - до 45% экспорта  развитых государств и каждое 12-е рабочее место. В 2012 году количество международных туристических поездок  достигло 998 млн., что на 5% было выше, чем в 2011 году. Годовой оборот отрасли превысил 1 трлн. долларов. Число рабочих мест оценивается в 195 млн. человек, или 9% от общих показателей занятости в мире, в 2012 году общее число туристов составило один миллиард человек.                       
Казахстан, обладая значительным потенциалом для развития туристкой отрасли, к ее созданию приступил сравнительно недавно, упустив при этом и время, и имеющиеся в стране крупные ресурсы. Анализ  туристской деятельности показывает, что подавляющее большинство  турфирм занимается выездным туризмом, а это приводит к оттоку капитала из Казахстана. Только в 2012 году 107,1 миллионов долларов США было вывезено за пределы республики. Поездки за границу граждан республики, с целью приобретения товаров для последующей их реализации внутри страны по прежнему носит массовый характер и стал выразителем состояния рынка туристских услуг Казахстана. В периоды экономического кризиса он вызвал оживление спроса на туристские услуги, оказав существенное влияние на рост туристских фирм, чаше всего осуществлявших только посреднические услуги. "Челночный" бизнес наполняет товарами потребительский рынок Казахстана, а вся система сбыта и реализации обеспечивает самозанятостью огромное количество людей. Ежегодно объем "челночной" торговли во внешнеторговом обороте Казахстана составляет примерно 2 млрд. долларов США.    


                                      
Таблица 4.     
            
Весь  цивилизованный мир пытается привлечь к себе туристские потоки, поскольку  туризм является одним из немаловажных источников пополнения доходной части бюджета государства, а Казахстану просто необходимо увеличить поток иностранных туристов. В этих целях требуется переориентация деятельности турорганизаций на развитие въездного туризма, а это зависит от состояния материальной базы, транспорта, средств размещения и кадрового обеспечения, также всему этому необходимо внимание со стороны государственных органов страны.
                           Анализ состояния индустрии туризма
Современная индустрия туризма является одним из крупнейших высокодоходных и динамично развивающихся сегментов международной торговли услугами. Принимая во внимание быстрый и постоянный рост туризма, его мощное воздействие на все сектора экономики, благосостояние общества и окружающую среду,  Правительству нашего государства необходимо включить отрасль туризма  в долгосрочную программу развития Казахстана, определив ее как приоритетную отрасль.                                                              
 Главной целью развития туризма в Казахстане должно стать создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, на базе которого будут обеспечиваться условия для развития отрасли, как сектора экономики, интеграции в систему мирового туристского рынка и развитие дальнейшего международного сотрудничества в области туризма. Рассмотрим динамику количества обслуженных туристов по видам туризма в 2008-2012 годах (таблица 5).                                           Таблица 5
Динамика количества обслуженных туристов по видам туризма,  с 2008 по 2012 год
Год
Внутренний туризм, чел.
Выездной туризм, чел.
Въездной туризм, чел.
2008
174940
261070
37937
2009
122216
193951
31246
2010
157988
261709
39640
2011
189502
375923
36096
2012
186351
388108
30240


Примечание: таблица составлена автором по данным литературы.
           Из данных, приведенных в таблице, видно, что количество въехавших в страну иностранных туристов в 2012 году уменьшилось на 7697 по сравнению с 2008 годом. Также в рассматриваемый период, произошло увеличение объема выездного туризма. Так, в 2012 году по сравнению с 2008 увеличение составило 127038 человек, что в процентном содержании составляет 33%. Согласно рисунку 5, выездной туризм пользуется наибольшей популярностью в Казахстане и в 2012 году составил 64%, тогда как въездной туризм составил всего 5%, процент внутреннего туризма - 31.


Рисунок 7. Количество посетителей, обслуженных туристскими фирмами по типам туризма в 2012 году

Тем не менее, туристская отрасль характеризуется поступательной тенденцией развития, о чем свидетельствуют и количественные показатели роста туристической индустрии (таблица 6).
Таблица 6.      Динамика развития туристической индустрии за период 2008-2012 гг.
Показатели
2008
2009
2010
2011
2012
Количество обслуженных посетителей в объектах размещения, чел.
1801087
1544506
2548868
2845832
3026227
Количество обслуженных посетителей туристскими фирмами, чел.
473947
347413
459337
601521
604699
Объем выполненных работ и услуг, тыс.тенге
15439066
11424444
14730718
15142092
17674698
Количество объектов размещения, ед.
528
562
677
692
598
Примечание: таблица составлена автором по данным литературы. 

Анализируя данные таблицы 6, можно сделать вывод о том, что в 2008-2012 годах в развитии туристской отрасли Казахстана наблюдается стабильный рост, что благоприятно сказывается на развитии деятельности туристских предприятий. Общий объем оказанных услуг в сфере туризма по сравнению с аналогичным периодом 2009 года увеличился на 17,2% и составил порядка 14 млрд. тенге. В соответствии с данными, представленными на рисунке 6, можно сделать выводы относительно увеличения объема выполненных работ и оказанных туристских услуг, за период с 2006 по 2012 годы.
По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, количество и стоимость проданных путевок в Казахстане увеличивается с каждым годом.

Рисунок 8. Стоимость проданных путевок за период 2006-2012 годы в Казахстане
Примечание: рисунок составлен по данным литературы.


Основными поставщиками туристских услуг являются туристские организации, которые представлены туристскими фирмами и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензии на право осуществления туристской деятельности. Ниже (рис.9) представлены данные о количестве туристских фирм в Казахстане.                 

               Продвижение казахстанского туристского продукта
В целях продвижения страны на мировой туристский рынок, необходимо формирование привлекательного туристского имиджа страны. Основополагающим фактором формирования конкурентоспособного туристского рынка является эффективная рекламная кампания по продвижению отечественного туристского продукта, позволяющая сделать въездной и внутренний туризм доходной составляющей экономики страны. Из-за неосведомленности, о туристских возможностях Казахстана, туристско-активного населения многих стран, республика ежегодно теряет потенциальных туристов и, следовательно, поступления в бюджет от туристской деятельности.
Основой туристского предложения в нашей стране должны стать природные блага - богатства и им принадлежит особое значение в удовлетворении нужд туристов. Рекреационные ландшафты, комфортный климат, водные объекты, особенно минеральные воды и лечебные грязи — все это привлекает посетителей и решающим образом влияет на туристское движение, придавая ему определенное направление и формируя его структуру, но надо всегда помнить, что большинство природных ресурсов истощаются в процессе туристской эксплуатации, часть их не возобновляется, другая — восстанавливается, самостоятельно или при участии человека. Поэтому организации отдыха должно предшествовать выявление и изучение природных туристских ресурсов, которые завершаются их оценкой, после чего надо определить Правила их эксплуатации и установить режим охраны. В ходе изучения и, особенно, при принятии решения надо определить оптимальный уровень пропускной способности мест, посещаемых туристами, при этом строжайшим образом обеспечить его соблюдение, даже в том случае, если для этого потребуется ограничение доступа к подобным местам в определенные периоды или сезоны.
Проблемы в развитии туристической отрасли и необходимые меры государственной поддержки в Казахстане
          Необходимо отметить, что темпы развития выездного туризма более динамичны, нежели внутреннего и въездного. Это объясняется повышением уровня жизни населения нашей страны и отсутствием конкурентоспособных туристских предложений внутри страны, которые сочетали бы показатели качества и цены. К слову сказать, материальная база объектов размещения, включая гостиницы, пансионаты, дома и базы отдыха, а также санаторно-курортные учреждения, отмечаются высокой степенью морального и физического износа. Сложившаяся ситуация является следствием отсутствия реальной государственной поддерж­ки туристической отрасли Казахстана. Разра­ботанные и принятые стратегические планы не стимулировали развитие туризма в стране, при этом ни одна государственная программа по раз­витию туристической отрасли не была доведена до установленного срока. Многие из принятых правовых документов остались на бумаге, не найдя практического применения в туристской сфере.
           Государственная поддержка туристской отрасли оставляет желать лучшего, законодательная база не проработана должным образом. Государство  разрабатывает различные программы по развитию туризма в стране, но за их выполнение почти никто не отвечает. Казахстану, для начала, необходимо:
- усовершенствовать инфраструктуру;
- организовать профессиональную организацию услуг питания;
-  подготовить квалифицированные кадры.
Одной из основных проблем, сдерживающих развитие туризма в республике, является недостаточное количество квалифицированных кадров в области туризма, так как планирование людских ресурсов имеет особое значение в туризме - связанном с обслуживанием, и успех которого в значительной степени зависит от качества подготовки кадров, работающих в этой отрасли. Несмотря на развитие инфраструктуры туризма, уровень качества обслуживания на многих туристских объектах остается низким. Это связано с тем, что необходима реализация мер по совершенствованию системы подготовки кадров для туристской отрасли.
            Развитие туризма в Казахстане зависит от множества факторов, которые тормозят его развитие, это:
- правовое обеспечение туристской отрасли;
-паспортно-визовые формальности пересечения государственной границы
- развитие инфраструктуры, как показатель привлекательности региона;
- состояние рекреационных ресурсов и качество туристского продукта;
- стоимость турпродукта, соответствующая качеству;
- недостаточная реклама среди иностранных туристов.
Формирование рыночной экономики в Ка­захстане усилило интерес к методам туристического обслуживания населения. Раз­витие данной отрасли и возрастание негативных последствий конкурен­ции в туристской деятель­ности привело к осознанию необходимости государственного регулирования туристского бизнеса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, произ­водство товаров народного потребления. Туризм стал одним из самых прибыльных видов бизне­са в мире. В то же время, являясь одной из наиболее динамично развивающихся миро­вых индустрий, туристский рынок Казахстана демонстрирует очень низкие темпы развития. Огра­ниченные возможности граждан, недостаточно развитая туристская инфраструк­тура, несогласованность интересов государства и частного сектора являются сдерживающими факторами для развития туристской отрасли Ка­захстана.
Отсутствие и неэффективное участие за­интересованных сторон является одним из ос­новных препятствий на пути  устойчивого развития туризма и непонимания того, как наи­лучшим образом решить эту проблему. Управление развитием туризма  в значительной степени должно определяться и привлечением инвестиций в страну и послаблением для отечественных предпринимателей, для которых Правительству необходимо обеспечить:
-ž Денежную компенсацию при инфляции;
-ž Налоговые льготы;
Хотя с 1991 года существует национальная туристская администрация, но официально единой туристской отрасли в народнохозяйственном плане развития страны нет. Отсутствие туристской отрасли в государственном плане развития страны – это главная проблема развития туризма и она требует незамедлительного решения, так как она должна быть включена в народнохозяйственный план отраслью туризма и ею должно управлять Министерство (Агенство) туризма (и только туризма!).                                            
За прошедший период национальная туристская организация много раз претерпела реорганизации, вся суть которых заключалась в искусственном объединении с разными отраслями, а назначенные руководители вообще не имели высшего туристсткого образования, следовательно, не владели соответствующей компетенцией. Но такой отрасли крайне необходимо работать под управлением Министерства (Агенства) туризма, с соответствующими функциями и полномочиями, получая государственное обеспечение в виде финансов, трудовых ресурсов и т.д. Другая проблема – полное отсутствие научного обеспечения развития отрасли. В Казахстане нет научных структур территориальной организации туризма страны, а республике крайне необходим мощный государственный НИИ туризма при Национальной туристской администрации, который должен решать первоочередные задачи развития отрасли, с финансовой поддержкой и научным обеспечением.                                                        
В Казахстане необходимо применить комплексный подход, который может быть осуществлен путем кла­стеризации отрасли. Для активизации привлечения инвестиций в туристическую отрасль Казахстана, необходимо определить понятную для инвесто­ров модель государственно-частного партнер­ства, в которой надо учесть вопросы землепользования, доступа к инфраструктуре и меры государственной поддержки. 




Рис. 10.
Государственная помощь должна включать инвестиционные преференции для предпри­ятий обслуживающих туристов, экспортные гранты,  долгосрочное кредитование туристических ин­вестиционных проектов, развитие производственной и сервисной инфра­структуры туризма и обучение специалистов. Роль государства в развитии туристической отрасли должна заключаться в создании необходимой инфраструктуры - дороги, трубопроводы, элек­троэнергия, водоснабжение и финансирование обучения кадров для от­расли, а также другие меры, направленные  на сти­мулирование внутреннего и въездного туризма.
Предлагается создавать специальные ту­ристические зоны. В них, помимо льгот, добавить некоторые формы об­легчения для инвесторов в части землепользова­ния,  размещения спец.объектов, а предприятиям гостиничного сервиса - снизить ставку НДС,  снизить налоговое бремя туро­ператорам, по сравнению с турагентами, которые реали­зуют на казахстанском рынке иностранные турпродукты.
Рассмотреть  на государственном уровне развитие «социального» туризма. Государство  может софинансировать отдых своих граждан, выпуская для этого специаль­ные ценные бумаги - туристские сертификаты. Государство должно активно сотрудничать с работодате­лями, а те, внося свой вклад, предлагать такие сертификаты своим служащим. Человеку это выгодно, поскольку снижаются его расходы на отдых. Эта мера, за счет государствен­ной доли в финансировании, активизирует внутренний туризм. Для развития социального туризма необходимо развивать свою систему  казахстанских туристских сертификатов.
Анализ деятельности туристских организаций республики показал, что в целях развития туристской отрасли необходимо увеличение финансирования туристской отрасли до 25 процентов, от поступлений налогов и других платежей в бюджет, от деятельности туристских организаций. Выделенные средства на развитие всей туристской отрасли в год не превышают 7-8 процентов от этой суммы, но эти средства явно недостаточны для поддержки первоочередных мер развития туристской отрасли.
В Казахстане давно назрела необходимость создания республиканского объединения (ассоциации) туроператоров и турагентов, которые должны работать по объединенным стандартам ведения туристского бизнеса, строгое соблюдение которых является одним из важных условий членства в этом объединении (ассоциации). Туристким фирмам Казахстана необходимо объединить свои агентские сети для продажи отечественного турпродукта по единым ценам, а также создать пул туроператоров по внутреннему туризму, издавая многоцветные каталоги по туристским центрам страны. Туризм в Казахстане - это развивающийся комплекс, поэтому постоянно должен вестись поиск новых форм работы на рынке, путей решения возникающих в данной индустрии проблем. Но, несмотря на темпы развития, должного внимания туризму, как сектору национальной экономики Республики, до сих пор не уделяется.
Считаем, главной целью государственной полити­ки в области туризма, на сегодняшний день, является создание в стране высокоэффективного и конкурентоспособного туристского кластера, так как индустрия туризма оказывает большое положительное влияние на экономику страны, чем ряд других экономических секторов. К основным проблемам, тормозящим разви­тие туристической отрасли в Казахстане, можно отнести: разобщенность участников туристического рынка, недостаточно развитая нормативно-право­вая база, не­развитость инфраструктуры, недостаток инве­стиций, дефицит квалифицированных кадров, низкий уровень сервиса, высокие цены на рынке туристских услуг. Необходимым условием для устранения ука­занных проблем и обеспечения устойчивого раз­вития туристской отрасли является поддержка туризма на государственном уровне.
Туристическая деятельность - это введенные законодательством страны, строго обязательные нормы, которые должны выполняться туристом, туристской фирмой и всеми другими организациями, имеющими отношение к подготовке и проведению туристской поездки, тем более, если она совершается в другое государство. Следует отметить, что туристские формальности устанавливаются законными, конституционными властями Государства. Следовательно, туристская деятельность - это Правила, Условия и действия, необходимые с точки зрения законности и установленного в государстве порядка, обязательно соблюдаемые турфирмой при организации, оформлении и совершении турпоездки. Некоторые фирмы (яркий пример - Гульнар-Тур), получив право на международную туристскую деятельность, не выполняют все  принятые обязательства и договоренности, согласно выданной лицензии и сертификата. Несмотря на то, что правовую защиту туристов в Казахстане обеспечивает достаточное количество законов и постановлений, многие из них несовершенны, порождают споры, разногласия и требуют дальнейшей доработки. Поэтому отечественное законодательство, в области защиты прав и интересов туристов, должно совершенствоваться и развиваться. В настоящее время  в туристической отрасли Казахстана крайне необходимо усовершенствование законодательства, как показали последние события и нынешнее  положение в области туризма. Действующий закон «О туристской деятельности» абсолютно не соответствует современной действительности и не предусматривает никакой защиты граждан РК от недобросовестных туроператоров, которые расходуют собранные от туристов денежные средства на собственные нужды. Полностью отсутствуют и не предусмотрены меры и способы финансовых гарантий. Фактически государство не создало условий, чтобы предупредить случаи массового увода денежных средств туристов и подключается лишь на той стадии, когда люди уже обмануты, или их  уже надо вывозить в режиме спасательной операции, а руководители турфирм уже в бегах.
В связи с этим, необходимо в срочном порядке внести поправки в действующий закон «О туристической деятельности» где предусмотреть:
-   защиту прав граждан РК от недобросовестных туроператоров;
-   способы финансовых гарантий;
- меры по недопущению впредь подобного, привлечению и   наказанию виновных (из контролирующих ведомств);
- конкретизировать (ужесточить) обязанности страховых компаний и т.д.
Одной из ключевых задач развития Казахстана выступает создание конкурентоспособной туриндустрии и превращение республики в региональный туристический центр. Туротрасль, имеющая экспортный потенциал, была включена в Программу индустриально-инновационного развития на 2010-2014 годы, однако, несмотря и на ряд профильных программ, в том числе Программу развития туризма в РК на 2007-2011 годы, результаты  остаются пока незаметными, а отрасль по-прежнему остается слаборазвитой и неконкурентоспособной.
   Одной из причин неразвитости индустрии туризма  в Казахстане является то, что на государственном уровне ею не занимаются целенаправленно, как отраслью экономики. Не уделяется должного внимания комплексному прогнозированию, долгосрочному планированию, территориальной организации туризма и негосударственным туристским структурам. Фактором, тормозящим развитие отрасли, является также непризнание туристской деятельности приоритетом со стороны местных органов управления, несмотря на то, что большая часть доходов от туризма поступает в местный бюджет.
Государственные программы по развитию туризма в Республике Казахстан должны выступать в качестве важного политико-правового акта имеющего юридическое значение, а также в качестве инструмента управления  развитием сферой туризма. Таким образом, туристская политика в Казахстане должна  рассматриваться, как составная часть общей политики государства, как деятельность, тесно связанная с экономикой, социальной сферой, культурой, экологией и другими общественно значимыми сферами. Однако, обладая большим туристским потенциалом, большинство наших регионов имеет слабо развитую инфраструктуру туризма, так как отсутствует правовая и финансовая государственная поддержка.
Правительству Республики Казахстан необходимо разработать государственную программу стимулирования въездного туризма, в которой предусмотреть льготы в налогообложении, упрощение погранично-таможенного режима, создание благоприятных условий для инвестиций в туризм, увеличение бюджетных ассигнований на развитие инфраструктуры, подготовку квалифицированных кадров, рекламу на зарубежных рынках. Активный международный туризм является важным средством пропаганды национального производителя за рубежом, что осуществляется без вкладывания в это каких-либо дополнительных средств. Таким образом, международный туризм, являясь выгодной отраслью экономики, может стать одной из важных статей валового национального дохода нашей страны.    
Исходя из вышеизложенного и анализа современного состояния развития отрасли туризма, в Казахстане крайне необходимы меры государственной поддержки, направ­ленные на совершенствование и развитие ту­ристской деятельности. Государственная политика в области туризма должна реализовываться на основе единого регулирования туристской деятельности.  Самым оптимальным вариантом регулирования туристской деятельности в Казахстане, на сегодняшний день, можно признать сочетание государственного регулирования и саморегулирования. Поэтому, перед казахстанскими профессионалами туризма и туристами встает много проблем. Перед нами стоят большие задачи: возрождение внутреннего и развитие социального туризма, реставрация старых и открытие не известных пока памятников культуры, истории и природы, расширение и усовершенствование материальной и совершенствование законодательной базы туризма, в т. ч. и в такой сфере взаимоотношений турфирмы и туриста, как защита прав и интересов потребителя в туризме. Интенсивный и стабильный рост международных туристских прибытий наступит только тогда, когда внутренний туризм будет развит на достаточно высоком уровне и станет доступен широким массам Казахстана. Все это говорит о том, что туриндустрия Казахстана еще далека до совершенства, но она станет более цивилизованной и приближенной к проверенным западной практикой образцам, когда ассоциации и объединения туроператоров и турагентов будут думать не о собственной выгоде, а о честной политике взаимодействия друг с другом, о защите прав потребителя и качестве предоставляемых ему услуг, о процветании нашей Родины – Казахстана!

 Государству необходимы принципиальные подходы, а это:
1. Главенствующая роль государственных органов управ­ления в регулировании вопросов раз­вития туризма, с созданием управляющего органа – Министерства (Агентства);
2. Долгосрочные стратегии по обеспечению устой­чивого развития туризма и разрабатываемые на их основе программы развития туризма в реги­онах;
3. Развитие материально-технической базы туризма, путем привлечения отечественных и иностранных инвестиций, для реконструкции существующих и строительства новых объектов.
4. Повышение конкурентоспособности на рынке услуг авиаперевозок, развитие пассажир­ских перевозок на автомобильном и железнодо­рожном транспорте.
5. Разработка схем перспективного разме­щения туристских объектов и развитие инфра­структуры рынка туристских услуг на террито­рии Казахстана.
6. Контроль  за землепользованием и соблюдением норм застройки в районах развития ту­ристского бизнеса.
7.Создание, соответствующего международ­ным стандартам, гостинично-сервисного ком­плекса, а также этнографических музеев и зон отдыха.
8. Научно-исследовательская работа в этой сфере, анализ тенденций развития и ис­пользования маркетинговых технологий;
9. Усиление требований к обеспечению без­опасности,   применение  новейших технологий эффективности использования туристских ре­сурсов; 
10. Тесная взаимосвязь мероприятий по разви­тию туризма и мер по защите экологии, культур­ного и исторического наследия;
11. Эффек­тивное взаимодействие государственных и местных органов власти в туристической отрасли.
12. Развитие международного сотрудничества.

          В заключение хотелось бы отметить - для того, чтобы отрасль туризма стала высокодоходной, как показывает мировая практика развития туризма, необходима консолидация усилий всех участников туристского рынка, государственного и частного секторов. И здесь роль Правительства нашего государства заключается в обеспечении координации политики развития и планирования в туристской индустрии на межгосударственном, государственном и частном уровнях. При комплексном решении всех задач, выше оговоренных, несомненно, в ближайшие годы будет обеспечено создание конкурентоспособной туристской индустрии, способной к деловому сотрудничеству в рамках международной торговли услугами, в сфере туризма и отдыха.

                                    Список использованной литературы
1. Послание Президента РК народу Казахстана "Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее". 17.01.2014г. http//www.akorda.kz
2. Об отраслевой программе развития перспективных направлений туристской         индустрии Республики Казахстан на 2010 - 2014 годы.  Казахстанская правда – 03.11.2010г.
3. Закон РК «О туристской деятельности в Республике Казахстан» Указ Президента от 13 июня 2001 года №211  Казахстанская правда. 23 июня 2001г.
4. Концепция развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2020г.              утверждена постановлением Правительства РК от 28.02.2013г., № 192.
5. Закон РК «О туризме» от 25 марта 1999 года», № 34».
6. Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана.      Стратегия «Казахстан-2050». Новый политический курс государства, 16.06.2014г.
7.  Шилибекова Б.  Экономика и статистика.  2013г. - №2
8. Ашимбаева А. - д.э.н., профессор. Потенциал развития туризма в Казахстане. "Казахстанская правда" -  13.09.2013г.
 9. Агентство Республики Казахстан по статистике (Электронный ресурс)


 Исабеков С.Б. 
кандидат технических наук 

Аяпбекова А.Е.
Кандидат географических наук
e-mail: alya1960@list.ru

Демеуов А.Б.
Магистр Географии

Комментариев нет:

Отправить комментарий