Состояние,
проблемы и перспективы развития туризма в Казахстане
Исабеков С.Б
В
последнее время Всемирная Туристская Организация (ВТО) активно обращается к
правительствам государств и всему мировому сообществу с призывами повысить
статус туризма в глобальных и национальных повестках дня. ВТО продвигает
принципы Дорожной карты, утвержденной
18-й сессией Генеральной ассамблеи ООН, в которой содержится призыв к мировым
лидерам рассматривать туризм, как главный стимул в развитии экономики и
обеспечения занятости. ВТО и Всемирный совет по путешествиям и туризму
(ВСПТ) объединили свои усилия для
достижения общей цели - продвижения социально-экономического значения туризма и
направили Открытое письмо главам государств и правительств во всем мире,
добиваясь признания ими важности туризма и путешествий, для противодействия
сегодняшним глобальным вызовам.
В современных условиях развития, туризм становится
одной из ведущих отраслей. В настоящее время туризм занимает 4-е место в
мировом экспорте товаров и услуг, а по доходности — 3-е место в мире, после
нефтедобывающей промышленности и автомобилестроения. По данным проведенного
анализа, было выявлено, что 100 тысяч туристов расходуют на себя 350 тысяч
долларов, проведя, в среднем, два часа в городе. Поэтому реализация сырья
является своего рода экономическим тупиком, а развитие туризма представляет
собой длительную и экономически выгодную перспективу.
Согласно данным ВТО, на каждое рабочее
место, приходится от 5 до 9 рабочих мест, которые появляются в других
отраслях, где туризм прямо или косвенно влияет на развитие экономики
государства. Таким образом, туризм играет важную роль в экономике страны. Эта
отрасль экономики развивается быстрыми темпами и в ближайшие годы станет
наиболее важным ее сектором. В последнее время туризм стал одним из самых
прибыльных видов бизнеса в мире. К 2010 г. он вышел на первое место в мировой
торговле товарами и услугами. В свою очередь, на его развитие влияют многие
факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические,
исторические. На процветание туризма оказывают влияние научно-технический
прогресс, повышение качества жизни населения, увеличение продолжительности
свободного времени, отпусков, экономическая и политическая стабильность.
Поэтому, одной из семи приоритетных
отраслей развития экономики нашего государства, является туризм, который
является высокорентабельной отраслью, при условии ее
конкурентоспособности и качественного обслуживания, в соответствии с
международными стандартами. В
Послании Президента Казахстана сказано: «Потоки прямых иностранных инвестиций в
экономику Казахстана нужно направлять в перспективные отрасли, например, в
сферу туризма».
В Концепции развития туризма указано, «что при продаже сырья истощаются энергоносители
страны, а туристская индустрия работает на возобновляемых ресурсах». Сегодня
актуальные проблемы туризма и пути их решения в республике должны рассматриваться,
как основа инновационного подхода в развитии отечественного международного туризма.
Наша страна уникальна по
состоянию природных ландшафтов, которые
отличаются поразительным разнообразием и неисчерпаемыми возможностями для
активного отдыха. В Казахстане много удивительных мест и у него есть все
необходимое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие,
а в отдельных регионах - нетронутая, дикая природа. В Казахстане есть все - от
снега и ледников до песчаных барханов и горных вершин. Страна уникальна
состоянием природных ландшафтов, которые отличаются поразительным разнообразием
и неисчерпаемыми возможностями для активного отдыха.
В Казахстане так
много удивительных мест и вряд ли их можно «осилить» даже за многие годы.
«Кочевать» можно всю жизнь, например, отправиться вместе с археологическими
экспедициями познавать эпоху бронзы или раннего железа, а потом посетить
памятники новейшей истории - стартовые площадки Байконура. Затем осмотреть
подземные мечети и меловые горы в Атырауской области, мавзолеи восточных
владык, почувствовать духовную связь в сакральном для всех тюрков - месте
упокоения Коркыта-ата и совершить
паломничество к мавзолею Ходжа Ахмет
Яссауи. Можно сравнить свои ощущения, спускаясь в
глубокие каньоны и поднимаясь на горные пики, встретиться с потомственными
чабанами и ремесленниками, чей быт не изменили столетия, а те, кто желает
попробовать романтики прошлого, могут, оседлав коней или верблюдов, отправиться
через горы, пустыни и степи нашей бескрайней Родины.
Казахстан
обладает огромным туристским потенциалом, как для развития внутреннего туризма,
так и для приема иностранных путешественников, мы можем предложить туристам
различные виды туризма и у нас есть все, чтобы развивать экологические,
активные, экстремальные, исторические и познавательные виды туризма. Активный
международный въездной туризм является важным средством пропаганды
национального производителя за рубежом, что происходит без вкладывания в это
каких-либо дополнительных средств. Таким образом, международный туризм, являясь
выгодной отраслью экономики, может стать, при соответствующих условиях, одной
из важных статей валового национального дохода нашей страны.
Анализ
въездных туристских потоков в Казахстан показывает, что республика остается
недостаточно привлекательной для зарубежных туристов. Обладая уникальностью,
туристский продукт Казахстана недостаточно конкурентоспособен и проигрывает
зарубежным аналогам по доступности, уровню сервиса и цене туристских услуг.
|
В Казахстане много изумительных
мест, но этот мощный потенциал почти не востребован туристским бизнесом. Несмотря на растущее значение и доказанную способность
туризма содействовать росту ВВП, создавать рабочие места и обеспечивать
экспортные поступления, он все еще не имеет должного политического и
экономического признания у нас в стране.
Казахстан
стремительно развивается в условиях рыночной экономики, но развиваются
преимущественно нефтедобывающая и металлургическая отрасли, что касается
туризма, то он, в течении уже многих лет, на стадии затянувшегося зарождения.
Международный туризм у нас переживает не самые лучшие времена. Неразвитость
туристической инфраструктуры, невысокое качество сервиса, поэтому и показатель
туристической подвижности населения Казахстана - один из самых низких в мире.
Анализ въездных туристских потоков в Казахстан
показывает, что республика остается недостаточно привлекательной для
зарубежных туристов. По экспорту туристских услуг Казахстан занимает 78 место в
мире. По доступности, цене и уровню сервиса, туристские услуги Казахстана
не конкурентоспособны на мировом рынке
и намного уступают зарубежным аналогам. Ограниченные возможности граждан,
недостаточно развитая туристская инфраструктура, несогласованность интересов
государства и частного сектора являются сдерживающими факторами для развития
туристской отрасли Казахстана. Отсутствие и неэффективное участие заинтересованных
сторон является одним из основных препятствий на пути устойчивого развития туризма и непонимания
того, как наилучшим образом решить эту проблему. К основным проблемам,
тормозящим развитие туристической отрасли в Казахстане, можно отнести:
- разобщенность участников
туристического рынка;
- недостаточно развитая
нормативно-правовая база;
- неадекватно высокие цены на
размещение, при достаточно низком
уровне сервиса и состояния туристской инфраструктуры.
В Казахстане функционирует более
2000 турфирм, из них, лишь 30%
занимаются организацией въездного туризма, остальные же работают на
выездной туризм. Такое однобокое развитие казахстанского туризма приводит к
оттоку из страны денежной массы в огромных размерах, что негативно отражается
на ее бюджете. Въездной туризм в Казахстане – это в основном бизнес-туризм:
международные конференции, выставки, семинары, кстати, 90%
туристов посещают Казахстан только один раз.
Доход, полученный от оказания туристских
услуг, распределяется между туристскими организациями (отечественными и
иностранными) и государством (налоги и сборы). Наибольший доход, связанный с
туристской деятельностью должен создавать въездной туризм, а на сегодняшний
день наибольший доход (72%) Казахстан получает от деятельности туристских
организаций, работающих на выездном направлении, въездной туризм дает 13% дохода,
внутренний туризм – 15%. Внутренний туризм в большинстве развитых
«туристических» стран дает от 30% до 50% всех поступлений в бюджет. В Казахстане,
на сегодня, внутренний туризм является стихийным и неорганизованным и имеет
всего 3% всех поступлений от туризма. Из-за отсутствия должного внимания к нему
со стороны государства бюджет недополучает большие средства.
Как заявил Арыстанбек Мухамедиулы: «Основной
проблемой туристской отрасли Казахстана остается стоимость услуг………
казахстанцам по-прежнему дешевле отдыхать за границей, нежели на родине. Съездить в Турцию, Объединенные Арабские
Эмираты дешевле, чем провести отдых на Алаколе и других зонах отдыха».
Директор туристской компании Ardak Travel
Земфира Татарова считает, что основной сложностью развития туризма в
Казахстане является непрофессионализм управленцев, которые не могут выстроить правильную
работу туристского объекта……с
каждым годом желающих отдыхать в казахстанских зонах отдыха становится все
больше. Однако чаще всего такие
поездки оставляют много негативных эмоций. Причиной является отсутствие
должного уровня сервиса и условий для посещения достопримечательностей, а также
логистические проблемы.
Туризм
в Казахстане - развивающийся комплекс, поэтому постоянно должен вестись поиск
новых форм работы на рынке, путей решения возникающих в данной индустрии
проблем. Но, несмотря на темпы развития, должного внимания туризму, как сектору
национальной экономики, до сих пор не уделяется. Всем туристским фирмам
Казахстана необходимо объединить свои агентские сети, для продажи
отечественного турпродукта по единым ценам, а также создать пул туроператоров
по внутреннему туризму, издавая многоцветные каталоги по туристским центрам
страны. Кстати, в Казахстане отсутствует полный развернутый туристский реестр и
кадастр, а мы должны знать какие и
сколько у нас памятников истории или объектов туристского назначения.
Принимая во внимание быстрый и постоянный рост
туризма, его мощное воздействие на все сектора экономики, благосостояние
общества и окружающую среду,
Правительству нашего государства необходимо включить отрасль
туризма в долгосрочную программу
развития Казахстана, определив ее как приоритетную отрасль. Основной целью
развития туризма в Казахстане должно стать создание современного
высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, на базе
которого должны обеспечиваться условия для развития отрасли, как сектора
экономики, интеграции в систему мирового туристского рынка и развития
дальнейшего международного сотрудничества в области туризма.
Казахстан,
обладающий богатым природным и культурным потенциалом, имеет необходимые
предпосылки для развития международного туризма. Проблема состоит в том, что в
Казахстане отсутствует современная туристская инфраструктура с высокоразвитой сферой обслуживания, которая
стала бы нормой жизни для многих туристов.
Особого внимания заслуживает вопрос
состояния, подбора, приема на работу в сферу обслуживания, подготовки и
обучения квалифицированных специалистов и кадров в индустрию туризма республики.
В настоящее время все вузы и колледжи страны открывают те специальности,
которые пользуются спросом у населения, даже если они не профильные, или у них
нет соответствующей учебно-материальной базы: спрос на юристов и экономистов –
выпускают все, кто хочет, спрос на туристов – картина та же. Состав руководителей
и преподавателей кафедр туризма вузов и колледжей оставляет желать лучшего.
Докторов, кандидатов, квалифицированных преподавателей – хороших специалистов
по туризму на кафедрах очень мало, почти нет (почему?), зато эта ниша заполнена
повсеместно магистрантами (и даже с годичным образованием, что недопустимо) -
без опыта работы и соответствующих знаний.
Так, о каком качестве
преподавания и выпуске квалифицированных специалистов для туристкой отрасли
может идти речь? В этом есть вина и Министерства образования и науки РК,
которое понизило уровень (%) научной остепененности в вузах. Кандидаты, доктора
уже ничего не значат, а ректора на работу принимают магистрантов: почему, для
чего, в чем причина? А причина всем понятна!
Кембриджский и Оксфордский университеты, все самые престижные вузы
мира стремятся поднять остепененность своего преподавательского состава, тем
самым добиваются высоких результатов в обучении и подготовке
высококвалифицированных специалистов. На это должен обратить свое особое внимание
Премьер - министр и МОН РК. И это не мелочь, ведь за этим стоит судьба
туристкой отечественной отрасли (да и вообще, судьба всего уровня образования и
воспитания молодежи всего Казахстана!).
Министерству культуры и спорта
РК надо обратить особое внимание на подбор и назначение в акиматах страны руководителей
структур, которые занимаются и отвечают за развитие туризма на местах,
руководителей зон отдыха, оздоровительных санаторий и загородных пионерских
лагерей, заповедных зон и др.
Въездной туризм имеет ряд
преимуществ с экономической точки зрения,
среди которых: - поступление финансовых средств в бюджет
страны;
- развитие гостиничного сектора в стране;
- формирование развитой инфраструктуры
туризма;
- развитие смежных с туризмом отраслей;
- создание дополнительных рабочих мест.
В целях развития выгодного для государственного
бюджета въездного туризма требуется правовая поддержка, проведение мероприятий
по созданию положительного имиджа страны и продвижению региона Казахстана, как
привлекательного, для иностранных туристов.
В то же время туристский рынок Казахстана
демонстрирует очень низкие темпы развития, так как большинство регионов нашей страны имеют слабо развитую
инфраструктуру туризма, из-за отсутствия правовой и финансовой государственной
поддержки. Управление развитием туризма должно определяться
привлечением инвестиций в страну и послаблением для отечественных
предпринимателей, для которых Правительству необходимо обеспечить: - денежную компенсацию при инфляции.
- налоговые льготы.
- отсутствие требований к
минимальному размеру капитала предприятий (за исключением банковского и
страхового бизнеса).
Низкий уровень развития внутреннего
туризма и ориентация на выездной туризм уменьшают доходы, как казахстанских
производителей тур.услуг, так и местного и государственного бюджетов. Доходы
Казахстана от этой отрасли экономики и число прибытий иностранных туристов
очень низкие.
В сложившихся условиях необходимо стимулирование развития внутреннего туризма, путем повышения качества сервиса и конкурентоспособного ценообразования, так как большой спрос жителей Казахстана на отдых за рубежом обусловлен предложением более качественного сервиса за умеренные цены. Для повышения качества надо искать пути инвестирования в развитие материально-технической базы отечественного туризма. Нынешнее состояние отечественных предприятий турбизнеса свидетельствует о том, что сами они не в состоянии полностью финансировать собственную модернизацию.
В сложившихся условиях необходимо стимулирование развития внутреннего туризма, путем повышения качества сервиса и конкурентоспособного ценообразования, так как большой спрос жителей Казахстана на отдых за рубежом обусловлен предложением более качественного сервиса за умеренные цены. Для повышения качества надо искать пути инвестирования в развитие материально-технической базы отечественного туризма. Нынешнее состояние отечественных предприятий турбизнеса свидетельствует о том, что сами они не в состоянии полностью финансировать собственную модернизацию.
Для
активизации привлечения инвестиций в туристскую отрасль страны, необходимо
определить понятную для инвесторов модель государственно-частного партнерства,
в которой надо учесть вопросы землепользования, доступа к инфраструктуре и меры
государственной поддержки. Считаю, для
решения данных вопросов, вполне достаточно уровня Департамента в составе
Министерства. Поэтому, решение о
создании АО «Национальная Компания «Каzakh Tourizm» считаю неправильным, так как регулирование и управление вопросами развития
туризма должно быть единым.
Считаю, в Казахстане необходимо создать Национальную комиссию (бюро) по
изучению ресурсов туризма и отдыха, которая должна будет способствовать
развитию туризма в стране. В ее составе и в первую очередь, руководителями,
должны работать грамотные специалисты по туризму (а не топ-менеджеры от
бизнеса), но главное, люди не равнодушные, радеющие душой и сердцем за народ,
за землю и будущее Казахстана.
А государственная помощь должна
включать программу стимулирования развития внутреннего и въездного
туризма, где предусмотреть льготы в налогообложении, упрощение
погранично-таможенного режима, создание благоприятных условий для инвестиций в
туризм, увеличение бюджетных ассигнований на развитие инфраструктуры, экспортные гранты,
долгосрочное кредитование туристических инвестиционных проектов,
развитие производственной и сервисной инфраструктуры туризма, а также финансирование
обучения специалистов для отрасли. Роль государства в развитии туристской
отрасли должна заключаться также в создании необходимой инфраструктуры -
дороги, транспорт, трубопроводы, электроэнергия, водоснабжение.
Предлагается создавать специальные туристические
зоны, но не в заповедниках, заказниках, курортных местах отдыха и массового
посещения жителями городов. В них, помимо льгот, добавить некоторые формы облегчения
для инвесторов в части землепользования, а также размещение спец.объектов, а
предприятиям гостиничного сервиса - снизить ставку НДС, в области
налогообложения - снизить налоговое бремя туроператорам, по сравнению с
турагентами, которые реализуют на казахстанском рынке иностранные турпродукты.
Необходимо рассмотреть на государственном уровне развитие
«социального» туризма. Государство может и обязано софинансировать отдых своих
граждан, выпуская для этого специальные ценные бумаги - туристские
сертификаты. Для этого, государство должно активно сотрудничать с работодателями,
а те, внося свой вклад, предлагать такие сертификаты своим служащим. Человеку
это выгодно, поскольку снижаются его расходы на отдых. Эта мера, за счет
государственной доли в финансировании, активизирует внутренний туризм. Для
развития социального туризма необходимо развивать свою систему казахстанских туристских сертификатов.
Анализ деятельности туристских организаций
страны показал, что в целях развития туристской
отрасли необходимо увеличение финансирования мероприятий по развитию туристской
отрасли до 25 процентов от поступлений налогов и других платежей в бюджет, от
деятельности туристских организаций. Средства, выделенные на развитие всей
туристской отрасли, в год не превышают 7-8 процентов от этой суммы. Этих
средств явно недостаточно для государственной поддержки первоочередных мер
развития туристской отрасли.
Герольд Бельгер в 2014 году, в своем видеообращении, в
защиту урочища Кокжайлау, говорил: «Дагмар Шрайбер, эксперт по
экотуризму, автор двух путеводителей по Казахстану, соавтор учебника по
экотуризму, обладатель звания «заслуженный деятель туризма РК», которая много лет провела в Казахстане и написала книгу
«Kasachstan» - о туристской сфере в нашей стране и, в частности, о судьбе,
которую хотят уготовить уникальному урочищу Кокжайлау.
Дагмар Шрайбер: «Надежды на Казахстан как на «туристическую
Мекку» не обоснованы. Более 15 лет я занимаюсь организацией туров в Казахстан для европейских
туристов. Поэтому попробую сформулировать некоторые выводы о
казахстанском туризме: 1. Несмотря
на то, что за последние 15 лет вышло шесть изданий путеводителя о Казахстане на
немецком языке и четыре на английском, общим тиражом 30 тысяч экземпляров, люди
на Западе по прежнему не имеют практически никакого представления о стране. В
этом не помогли ни Азиада, ни Универсиада, ни даже, по большому счету, ЭКСПО.
Все маркетинговые ходы и дорогие имиджевые ролики не повысили известность или
притягательную силу республики.
2. После введения безвизового
режима для граждан около полусотни стран, на срок до 30 дней - увеличилось
число въездных туристов. Но, за эти бесцельно потраченные годы, соседи
отвоевали у Казахстана львиную долю рынка, и, похоже, надолго.
3. Высокие цены в Казахстане
отпугивают туристов.
4. За все 15 лет, что я
работаю в туристской сфере РК, всего
лишь три человека обратились ко мне, чтобы покататься на лыжах.
Двое потом передумали и поехали в Киргизию, из-за более низких цен.
5. Астана, во время ЭКСПО - не
в счет, а так казахстанские города иностранных туристов не интересуют вообще.
Алматы даже отпугивает своими пробками, бешеной застройкой, смогом и шумом 24
часа в сутки.
7. Посетители ……. всё чаще сталкиваются с ужасным состоянием
почти во всех национальных парках (мусор, заборы, шлагбаумы и пр.).
8. Еще один повод
разочарования туристов - запущенность культурно-исторических памятников: в
городищах Сузак, Отрар, Сарайшык, Талхиз. Даже Танбалы и Туркестан - вроде
объекты всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, но там так много еще предстоит
сделать. И зачем там, извините, деньги берут? В святых местах, которые еще и
находятся под опекой ЮНЕСКО, – это, мягко говоря, непривычно.
9. Оставляет желать лучшего и
состояние транспортной инфраструктуры. Много можно не говорить, все это знают.
Алматинский аэропорт отстал. Железнодорожная инфраструктура отстала.
Автобусный транспорт страны тоже дискредитирован ……И про монополиста в
небе (авиакомпания Air Astana, - Ред.) тоже не могу сказать
много хорошего. Постоянно опаздывают или меняются рейсы: «Уведомляем
вас о том, что время вылета рейса KC857 Алматы - Актау 24.01.2018 было изменено
с 10:15 на KC859 21:30 24.01.2018. Приносим извинения за причиненные
неудобства. Будем рады видеть вас на борту наших самолетов!». Это ведь
смешно: «Извиняемся за неудобства - летите с нами!» Да не буду я больше лететь
с вами, пока еще конкуренты есть. Но они спокойно могут это делать, так как
почти всех конкурентов вытеснили с рынка.
Насколько
обоснованы надежды и амбиции превратить Казахстан в «туристическую Мекку»? Не
обоснованы. Иностранные туристы смеются над этими амбициями, так как видят, что
реальных предпосылок для улучшения ситуации - нет. Что может привлечь туристов
из богатых стран Европы, Америки и Азии в Центральноазиатском регионе и, в
частности, в Казахстане? Качество! Не потенциал, о котором любят говорить, а
интересный, отличающийся от других продукт и качество сервиса. Если такого
продукта и качества не будет, мы всё равно еще можем рассчитывать на туризм.
Тогда цены надо снизить, границы открывать – и пожалуйста. Мне кажется, что у
чиновников от туризма как раз сейчас идет дискуссия именно об этом: раз
европейцы и американцы такие капризные и не хотят увидеть наши красоты, будем
их предлагать на Востоке. Но об этом наплыве, если он случится, потом будут
жалеть.
Это мнение всемирно известного специалиста в
области туризма, представителя государства, где индустрия туризма достигла
высокого уровня развития, благодаря грамотному руководству.
Михаэль ЗУККОВ, лауреат альтернативной Нобелевской премии, создатель
природоохранного фонда своего имени. Этот человек – легенда. По всему свету
он поддерживает проекты защиты биоразнообразия. Вложил много труда в
квалификацию и номинирование заповедников «Тенгиз и Коргальджинские озера» и
«Наурзум», как первых объектов всемирного природного наследия ЮНЕСКО в
Казахстане. Потом разочаровался в местных природоохранных органах, отвернулся
от Казахстана и с тех пор поддерживает коллег в Киргизии по нескольким большим
проектам.
В
Иле-Алатауском национальном парке есть реальный потенциал для «мягкого»,
ответственного, устойчивого, по-настоящему экологического туризма. Который
привлечет гостей не через массовость, а через качество. Есть немало примеров
других стран, которые доказывают, что в нацпарках можно развивать настоящий и
даже прибыльный экотуризм: США, Коста-Рика, Ботсвана, Новая Зеландия, Германия
... Почему я так резко, однозначно и безоговорочно против строительства ГЛК на
Кокжайлау? Мы, люди, не имеем право только брать и брать от природы. Мы люди, у
нас есть разум. Мы имеем возможность строить прогнозы, смотреть вперед, решать,
что и как будем делать, чтобы через 10, 20, 50 лет нам еще жилось комфортно на
планете. Умные политики решили бы: «Руки прочь от этой жемчужины! Это наше
богатство. Мы, как современные и прогрессивные люди, будем беречь его и для
следующих поколений. Лет через 50 нам за это будут благодарны. Но умных
политиков сегодня мало, во всем мире, увы. И поэтому, похоже, мы будем дальше
брать и брать от природы, а та в очень скором будущем нам за это даст по полной программе». Это
мнение, также всемирно известного специалиста в области туризма.
Считаю, экономика Казахстана должна быть
ориентирована на извлечение выгоды от использования ограниченных ресурсов, а
экономические факторы должны
удовлетворять материальные, моральные и физические потребности наших граждан.
Хочу обратить особое внимание на то, что
своевременная оценка влияния последствий международного туризма является очень
важным фактором для составления такой экономическо - туристской политики,
которая позволяла бы извлекать максимальную выгоду и предупреждать
разрушительное воздействие туризма на демографические, природно-географические, социальные,
экономические и экологические факторы.
Хотя с 1991 года существует национальная
туристская администрация, но официально, единой туристской отрасли в
народнохозяйственном плане развития страны нет. И отсутствие туристской отрасли в государственном плане развития страны
– главная проблема развития туризма, которая требует незамедлительного решения,
так как ее надо включить в народнохозяйственный план отраслью туризма и ею
должно управлять Министерство (Агенство) туризма (и только туризма!). Такой
отрасли крайне необходимо работать под управлением Министерства (Агенства)
туризма, с соответствующими функциями и полномочиями, получая государственное
обеспечение в виде финансов, трудовых ресурсов и т.д.
За
прошедший период национальная туристская организация много раз претерпела
реорганизацию, вся суть которых заключалась в искусственном объединении в
составе различных не профильных Министерств - на уровне департамента или
комитета, все назначенные руководители не имели высшего туристсткого
образования, соответствующих знаний и опыта работы в данной отрасли,
следовательно, не владели соответствующей компетенцией. Эти руководители
подбирали (и подбирают повсеместно) такой же состав команды (подчиненных) –
себе подобных. Это наблюдается и во многих акиматах Казахстана, а ведь от этого
зависит проводимая ими политика в туристкой отрасли данной области, города,
региона, страны. А у нас, к сожалению,
каждая область развивается по своим критериям.
Туристкая отрасль, имеющая экспортный
потенциал, несмотря на ряд профильных программ, в том числе Программу развития
туризма в РК на 2007-2011 годы, развитие отрасли было также включено в
Программу индустриально-инновационного развития на 2010-2014 годы, однако,
результаты остаются пока незаметными, а отрасль по-прежнему остается
слаборазвитой и неконкурентоспособной. Сложившаяся ситуация является следствием
отсутствия реальной государственной поддержки туристической отрасли. Разработанные
и принятые стратегические планы не стимулировали развитие туризма в стране, при
этом, ни одна государственная программа по развитию туристической отрасли не
была доведена до установленного срока. Многие, из принятых правовых документов
остались на бумаге, не найдя практического применения в туристской сфере.
Государственные программы по развитию туризма должны выступать в
качестве важного политико-правового акта имеющего юридическое значение, а
также в качестве инструмента управления
развитием сферой туризма. Можно с большой уверенностью сказать, что история
развития туризма в Казахстане еще далека до завершения. Об этом свидетельствуют
имеющиеся в этой отрасли проблемы, которые необходимо решать на государственном
уровне. Среди них можно отметить следующие: административные барьеры,
недостаточно развитая инфраструктура и транспорт, высокие цены на гостиничные
услуги и низкий уровень сервиса, не усовершенствованная нормативно-правовая
база. Одной из причин неразвитости индустрии туризма
в Казахстане является и то, что на государственном уровне ею не
занимаются целенаправленно, как отраслью
экономики. Не уделяется должного внимания комплексному прогнозированию,
долгосрочному планированию, территориальной организации туризма и
негосударственным туристским структурам. Важным фактором, тормозящим развитие отрасли,
является также непризнание туристской деятельности приоритетом со стороны
местных органов управления, несмотря на то, что большая часть доходов от
туризма поступает в местный бюджет.
Нынешний
экономический кризис требует проведения
целого комплекса скоординированных действий и в этих условиях Правительство –
Государство должно и обязано обратиться к ускоренному развитию международного
туризма, возлагая на него большие надежды с активизацией платежного баланса,
достижения финансового равновесия, нацелившись на долгосрочный экономический
подъем в стране.
Поэтому, одной из ключевых задач дальнейшего развития страны,
является превращение Казахстана в региональный туристический центр.
Надо
помнить, что с двух сторон Казахстана располагаются два мощнейших
высокоразвитых государства – Россия и Китай, которые активно развиваются в этом
направлении, привлекая туристов со всего мира.
Исходя из вышеизложенного и анализа
современного состояния развития отрасли туризма, в Казахстане крайне необходимы
меры государственной поддержки, направленные на совершенствование и развитие
туристической деятельности. Разобщенность участников туристического рынка, неразвитость
инфраструктуры, недостаток инвестиций, дефицит квалифицированных
кадров, высокие цены на рынке туристских услуг, низкий
уровень сервиса и подготовки кадров, поэтому Государству необходимы принципиальные подходы, а это:
1. Главенствующая роль государственных
органов управления в регулировании вопросов развития туризма, с созданием управляющего
органа – Министерства.
2. Долгосрочные стратегии по обеспечению устойчивого развития
туризма и разрабатываемые на их основе программы развития туризма в регионах.
3. Научно-исследовательская работа в этой сфере, анализ тенденций
развития и использования маркетинговых технологий.
4.Усиление требований к обеспечению
безопасности, применение
новейших технологий эффективности использования туристских ресурсов.
5. Тесная взаимосвязь мероприятий по развитию туризма и мер по
защите экологии, культурного и исторического наследия.
6. Эффективное взаимодействие государственных и местных органов
власти в туристической отрасли.
7. Развитие материально-технической базы
туризма, путем привлечения отечественных и иностранных инвестиций, для реконструкции
существующих и строительства новых объектов.
8. Повышение конкурентоспособности на
рынке услуг авиаперевозок, развитие и совершенствование пассажирских перевозок
на автомобильном и железнодорожном транспорте.
9. Разработка схем перспективного размещения
туристских объектов и развитие инфраструктуры рынка туристских услуг на всей территории
Казахстана.
10. Контроль за землепользованием и соблюдением норм
застройки, в районах развития туристского бизнеса.
11. Создание, соответствующих международным
стандартам, гостинично-сервисных комплексов, а также этнографических музеев и
зон отдыха.
12. Министерству
образования и науки РК обратить особое внимание на преподавательский (качественный
- остепененность) состав кафедр туризма вузов и колледжей, в целях повышения качества преподавания и
выпуска квалифицированных специалистов, для туристкой отрасли страны.
13. Премьер-министру РК, Министру культуры и
спорта РК уделить особое внимание на качественный подбор и расстановки
квалифицированных специалистов в области туризма, а также, на назначение в акиматах
страны руководителей структур, отвечающих за развитие туризма на местах и
руководителей зон отдыха, оздоровительных санаторий, загородных пионерских
лагерей, заповедных зон и др.
14. В Казахстане необходимо создать Национальную комиссию (бюро) по
изучению ресурсов туризма и отдыха, которая должна будет способствовать
развитию туризма в стране.
15. Развитие международного сотрудничества.
Подчеркиваю,
государственная политика в области туризма должна
реализовываться на основе единого регулирования туристской деятельности. В соответствии, с проведенным анализом развития
туризма в Казахстане, можно сделать такой вывод, что нашей туристской отрасли предстоит сделать еще
немало, прежде чем она станет одной из ведущих отраслей экономики Казахстана. Таким образом, туристская политика в Казахстане должна рассматриваться, как составная часть общей
политики государства, как деятельность, тесно связанная с экономикой,
социальной сферой, культурой, экологией и другими общественно значимыми
сферами.
Считаю, что в настоящее время назрели
объективные предпосылки, для усиления государственного контроля за ходом
исполнения уже существующих и разработки новых нормативно-правовых актов, в
области окружающей среды.
Считаю,
перед казахстанскими профессионалами туризма и туристами встает много проблем.
Перед нами стоят большие задачи: возрождение внутреннего и развитие социального
туризма, реставрация старых и открытие новых, пока еще не известных памятников
культуры, истории и природы, расширение и совершенствование материальной и
законодательной базы туризма, в т.ч. и в такой сфере взаимоотношений турфирмы и
туриста, как защита прав и интересов потребителя в туризме.
Считаю, что
все дети нашей страны - каждый ученик, студент, все казахстанцы должны, обязаны
и смогли бы прикоснуться, ощутить и увидеть воочию красоты заливов Каспия,
Заилийского Алатау, Чарынского каньона, Кольских озер, наскальные рисунки
Теректы – Аулие, Петроглифы Зангыртас, Сакские курганы, заповедник Аксу –
Джабаглы, Тамгалы, Царские курганы Бесшатыр и чтобы они восхищались и гордились
своей Родиной – Казахстаном! И это наша с Вами задача, которую мы должны и
обязаны выполнить!
Считаю, что нам всем, есть над чем подумать и
поработать, чтобы внести достойный вклад для реализации мер по
совершенствованию индустрии туризма, что даст возможность значительно увеличить
поток зарубежных туристов и будет способствовать резкому повышению
привлекательности отечественного туризма. Следовательно, в республике
возникают реальные стратегические возможности для того, чтобы Казахстан стал
центром туризма центрально-азиатского региона.
Вышеназванные негативные явления в
туристской отрасли существовали и раньше, однако кризис их усугубил, он же дает
возможность вывести туристскую отрасль на качественно новый уровень, если
удастся изменить государственные подходы к развитию туризма в Казахстане.
Главную
и конкретную роль, в поддержке и развитии туризма на государственном и
международном уровнях, должно играть Правительство, в лице государственных
органов, его составляющих.
С уважением,
Исабеков
С.Б.
Кандидат технических наук
Магистр
наук по туризму
e-mail: Isabekov_28@mail.ru
Отличник
просвещения Каз.ССР тел. 8701 - 3940073
Комментариев нет:
Отправить комментарий