понедельник, 13 февраля 2017 г.

Исабеков С.Б. Культура речи в современном обществе Казахстана

Культура речи в современном обществе Казахстана

      Исабеков С.Б.,кандидат технических наук. Отличник просвещения РК
       e-mail: Isabekov_28@mail.ru


     Современный литературный язык обладает совокупностью норм на всех уровнях языковой системы, выработанных в целях более эффективной коммуникации и носители языка должны стремиться соблюдать эти нормы, способствуя сохранению самой языковой системы, служащей средством передачи информации от поколения к поколению. О богатстве и выразительности русского языка говорили и писали многие классики русской и зарубежной литературы, выдающиеся общественные деятели, и мы по праву можем гордиться тем, что свободно владеем русским языком.
      Язык меняется, преображается и развивается на про­тяжении многих лет. Процесс этот происходит постоянно, ­одни слова появляются, другие уходят или переходят из активно­го употребления в пассивный речевой запас. Язык не может раз и навсегда зафиксировать  слова и их понятия и толкования. В каждый конкретный историче­ский момент язык, как живой организм, реагирует на все зна­чимые события, происходящие в обществе.
      Отношение общества, особенно старшего поколения, к молодежи, положение и роль молодежи в обществе становятся сегодня актуальным вопросом в Казахстане. Молодежь — это поколение людей, проходящих стадию взросления, т.е. становления личности, усвоения знаний, социальных ценностей и норм, необходимых для того, чтобы состояться как полноценный и полноправный член общества. Молодежи характерны критические взгляды и настроения в отношении существующей действительности, новые идеи и та энергия, которые особенно нужны в момент коренных реформ. Как носитель огромного интеллектуального потенциала, особых способностей к творчеству (повышенная  чувственность, восприятие, образность нового мышления и т.п.), молодежь –  ускоритель внедрения  в практику новых идей, инициатив, новых форм жизни. Таким образом, молодежный возраст сегодня – это понятие не столько демографическое, сколько социальное и политическое. Культура речи очень важна в современном обществе нашего Казахстана, так как являясь отражением нашего общества, она влияет на формирование ценностей. Для того, чтобы повысить уровень (экономический, социальный, политический, духовный, интеллектуальный,  образовательный) развития нашей страны, необходимо воспитывать нынешнее подрастающее поколение, а культура речи является одним из атрибутов хорошего воспитания.
      В последнее время, в нашем обществе, все чаще наблюдаются ситуации, свидетельствующие о падении уровня культуры речи, в основном, среди молодежи. В частности, все более широко и повсеместно употребляется ненормативная лексика, или так называемая вульгарная, нецензурная лексика.
      Последний значимый для языка период серьёзных измене­ний произошёл в 90-е годы про­шлого столетия. Политические, экономические, миграционные и общественные процессы внесли свою новую лепту в развитие языка. Средства массовой информа­ции начали активно пропаганди­ровать «естественную» речь, в театрах  появился  «шептальный» реализм и ненормативная лекси­ка, политики перестали «говорить по бумажке». Можно так сказать, что демократия в обществе породила речевую анархию.
     Молодежь   чувстви­тельно откликнулась на переме­ны в обществе. На фоне всеоб­щей речевой неграмотности воз­никает молодёжный сленг. Ком­пьютер, интернет и другие современные технологии дикту­ют свои ритмы, навязывают опре­делённую эстетику и вводят в употребление специальные тер­мины и их сленговые варианты: «завис», «скачал», «нарисовался». Специфика, непонятная культурным, воспитанным и образованным, пенсионерам, гуманитариям, зато быстро усвоенная детьми. Говорить о молодёжной речи в целом невозможно, так как каж­дая компания или направление имеет свои устойчивые выраже­ния. К примеру, представители хиппи или панков, увлечённые спортом скейторы или любители репа, дети из центрального райо­на города Астаны или жители маленько­го посёлка в республике - будут употреблять различ­ные слова и выражения, по раз­ному строить фразу, пользовать­ся лексикой и фонетикой русского языка. Многое определяет круг общения ребёнка, речевой и образовательный уровень родителей и членов семьи, профессионализм школьных учителей и вузовских преподавателей, а так же врожденное чувство языка.
      Молодёжный сленг возникает, как некая возрастная особен­ность, необходимость в подсоз­нательном закреплении и утверждении своих личностных прав. Подростки, говоря на своём языке, не только понимают друг друга, они объединены и в какой-то степени защищены от взро­слого мира. При этом в большин­стве случаев ребёнок и сам пони­мает абсурдность и несовершен­ство своей речи, но сленг помога­ет ему адаптироваться в слож­ной, а иногда и враждебной для него среде. Часто дети просто доказывают взрослым своё право на самостоятельность. Это воз­растное и социальное разделе­ние является вполне естествен­ным. Конечно, с годами, в резуль­тате развития и расширения социального опыта общения, языковой базы, укрепления личностной самодо­статочности, параллельно с взро­слением меняется и речь человека. К сожалению, она не всегда становиться безупречной, но всё таки мало вероятно, что взрослый человек будет употреблять ненормативную лексику. Очень важно вырабатывать у детей способ­ность грамотной и ясной речи, что бы они могли и умели, при желании или необхо­димости выражать свои мысли адекватно своему возрасту и обстановке.
      Типичные особенно­сти, которые можно выделить в речи подрастающего поколения, это: речевая небрежность, проглаты­вание - «съедание» звуков («горить» вместо говорить, «Кив» вместо Киев»), ускоренный темп речи - скороговорка, большое количество слов «паразитов» (типа, вооще, на самом деле, вот, как бы, реально, по любому и др.), привычка цедить слова сквозь зубы, не открывая рта. Кроме этого, монотон и как результат - отсутствие мелоди­ческого и интонационного богат­ства речи. Дети очень мало читают и практически не имеют подкон­трольной речевой практики.
       Сегодня духовные ценности, к большому сожалению, меняются в худшую сторону. Очень мало стали читать классику, художественную, научно-популярную, специальную литературу, поэзию, журналы, газеты, слабо   разбираются в политике, но самое главное не стыдятся этому. Это касается не только детей и подростков, но и взрослого населения Казахстана. Спросите у студента, выпускника, сотрудника вуза, любого дипломированного работника государственного учреждения, производства: «Назови отечественного, советского, зарубежного писателя, поэта, автора художественного произведения – поговорим о его творчестве или каком - либо произведении», в ответ - молчание.  В 10.00 час. утра зайдите в интернет-клуб – полно детей 7 – 17 лет, итак весь день. Все сидят и играют в игры – орут, выражаются нецензурно, к вечеру подтягиваются возрастом постарше – пустая трата времени, а библиотеки - полупустые. За этим должны следить и контролировать, в первую очередь, родители, где находятся и чем занимаются их дети. И они должны и обязаны нести определенную ответственность за их воспитание перед государством и обществом.
     Библиотеки должны стать центром духовного, нравственного и культурного развития общества в нашем государстве, а этому должны способствовать государственные органы и соответствующая политика.
     Система школьного образова­ния активно использует краткие изложения классических произ­ведений и тесты, которые ведут к отсутствию речевого навыка. Выпускник школы, а порой и выпускник вуза с трудом выражает свои мысли не потому, что их нет, а потому, что отсут­ствует речевая практика и кон­троль. В последние 20-25 лет рече­вой профессионализм, культура речи, любовь к языку стали не популярны. Телевидение и радио культивируют просторечие, жанр художественного и литературно­го чтения увядает. Реклама безумствует. Нормативная речь, ­как образец - за редчайшим исключением, отсутствует. Вспомните Левитана, вся страна, весь мир – замирал, вслушиваясь в его голос, Программа «Новости» – Игорь Кирилов, приятно было слушать, какая дикция!
     Все эти процессы, происходя­щие в нашем обществе с языком и активно его меняющие, необходимо иссле­довать, анализировать и обязательно попытаться сделать все возможное, чтобы сохранить языковые традиции. К при­меру, избавиться от слов парази­тов можно за два-три дня - вни­мательный «контроль» за речью, борьба со скороговоркой основана на вдумчивости, осоз­нании смысла проговариваемого текста, очищение речи от непра­вильных ударений и словосоче­таний («звОнит» вместо звонИт, «соскучился по Вам» вместо соскучился или скучаю, «без понятия» вместо «не имею поня­тия, не знаю») требует особого внимания к языку в целом и к своей речи в частности. Совсем уходит прак­тика работы со словарями, энци­клопедиями, умение использо­вать огромный опыт и знания, накопленные многими поколениями учёных. Не все, к сожалению, понимают, что речь является не только средством общения, но и выра­жением душевного и интеллекту­ального богатства человека.
    Одной из самых распростра­нённых речевых ошибок является неадекватность, а порой незна­ние точного толкования слова. Слова и их истинное значение, в современном молодёжном языке часто не совпадают со смыслом, а приобретают иной, вымышлен­ный смысл. Однако повсеме­стное неверное использование таких слов, в какой-то мере зак­репляет их право на существова­ние, делая их обще употребляе­мыми. Возьмём, для примера, слово «пафос». Толковый словарь под редакцией Д.Н.Ушакова даёт такое определе­ние этому слову: страстное воодушевление или энтузиазм, вызванный чем-то. Толкование данного слова современным выпускником школы значительно отличается: пижонский, исключительный, принадлежащий к высшему обществу (пафосный клуб, пафосный прикид (одежда), пафосный магазин). В данном случае, моло­дой человек определяется, веро­ятно, речевым и образователь­ным уровнем его семьи, а так же своей любознательностью. Массо­вость сло­воупотребления представителями младшего поколения, в свою очередь дела­ют забавными устойчивые фра­зеологические обороты: крутой кипяток, крутая крыша. Из этого следует, что одно и то же выска­зывание может иметь два различ­ных смысла и употребляться представителями различных социальных и возрастных групп совершенно по - разному. Однако, некоторые сленговые понятия являются чрезвычайно ёмкими, логичными и понятным. К приме­ру, «дерево» или «дуб» (глупый, не сумевший сориентироваться в ситуации, смешной - «ну ты дерево!»); несогласие - «не факт!» и др. В современном молодёжном языке можно встретить новые понятия. К примеру, «забить на ... », что означает пропустить, прогулять, не брать во внимание, игнорировать и др. Многим представителям современной молодёжи не дают покоя лавры Эллочки людоедки. Правда, вместо «шик» или «шалишь парниша» употребляют­ся другие - ваще (вообще), ля­ля-фа и т.п., эти слова могут обозначать как высшую степень восторга, так и прене­брежение, недовольство, разоча­рование и другие самые разнооб­разные чув­ства, т.е. их использование зави­сит исключительно от контекста. Особое внимание надо уделить темпу - ритму речи. Её необосно­ванное ускорение обусловлено общей активизацией жизни и вне­дрением новых технологий. Быстрая, рваная, лишённая точ­ной, чёткой информации, не очень логичная речь не только мешает человеку сосредо­точиться на одном предмете, но и способствует распылению его внимания. Желание успеть всё в кратчайший временной промежу­ток порождает поверхностность впечатлений и рассуждений и только большая заинтересованность или чёткая пристальность может приостано­вить этот процесс.
    Пристальные наблюдения показывают, что применительно к подростковой речи можно ввести понятие рече­вой эклектики: уникально наколол (обманул), ваще (вообще) и др. Культура тради­ции и культура новизны не рожда­ют в речи подростков новое каче­ство речи, а соединяются меха­нически и порождают речевую эклектику. Причины этого явления, веро­ятно, кроются в разнообразных эмоциональных и социальных впечатлениях ребёнка. С одной стороны, он слышит речь родите­лей, учителей, актёров театра и кино, читает или слушает художе­ственную литературу и восприни­мает их речь, отмечая красивые иногда не совсем понятные, «взрослые» слова. С другой сто­роны, его окружает знакомая речь сверстников со всеми её лексическими особенностями. Соединение различных стилей речи иногда производит впечат­ление ироничного подтекста, а чаще всего элементарной негра­мотности и неадекватности.
     Очень важно, что бы молодой человек вовремя понял, что речь способна демонстрировать развитие его личности и учитывал бы, что речевая «соразмерность и сообразность» может быть раз­личной. То, что допустимо в одной ситуации (на дискотеке, в клубе, на молодёжной «тусовке»), невозможно в другой (в театре, на совещании, во время презен­тации).
     Интерес вызывает кардиналь­ная смена ассоциативного ряда подростков. В советское время ассоциации формировались под влиянием художественной лите­ратуры и кино (все помнят кто «допрыгался» и что значит «видишь ли, Юра ... »). Сегодня огромное влияние имеют СМИ (в том числе рекла­ма), модные течения и музы­кальная поп культура. Дети чутко реагируют на рекламную адре­сно-направленную атаку. Такие слова, как «оттянись», «сникерс­ни» быстро входят в их речь. Полюбившаяся реклама сока ввела в современную речь сразу два высказывания: «ты же лопнешь, деточка!» и «ма-а-а-м ... », которые употребляются уже независимо от показанного ролика. Незнакомая большин­ству взрослых людей фраза: «вот как то так, вот так то оно так» является цитатой из песни груп­пы «Дискотека Авария» и часто используется для эмоциональ­ной поддержки в разговоре, не неся при этом никакой смысло­вой нагрузки. В молодёжной речи эта фраза уже закрепилась как устойчивое выражение. Именно поэтому мы не всегда можем понять, о чём говорят наши дети. Значит, языковые изменения связаны не только с социально-экономическим и политическим развитием обще­ства, но и активным внедрением современной технологии и поп культуры.
      На сегодняш­ний день традиции общения во многом утеряны. "Можно Талгата?» вместо "Здравствуйте. Попросите (или позовите), пожалуйста, Талгата», " Ну ладно, давай!» вместо "До свидания». В них проявляется истинное отношение к языку ­любовь или неприятие, уважение или пренебрежение. Но главное, они говорят это не специально, а просто не задумываясь.
     Каждый человек, в особенно­сти каждый ребёнок, хочет быть неповторимым и реализовать свою индивидуальность. Сегодня такие возможности у многих есть. Толь­ко надо помнить, что яблоня элит­ных сортов может превратиться в дичок, если её правильно и вовре­мя не подрезать! Как проявить свой ум, способность, талант, вкус и такт? Как выра­зить свои взгляды и своё отношение к окружаю­щим? Как проявить себя? Как отличиться, чем выделиться? Ответ дает народная мудрость - «По одёжке встречают, по уму прово­жают». Наличие или отсутствие речевой культуры непосредствен­но связано с вашим мысли­тельным процессом. Сегодня, когда есть выбор, Ваше желание грамотно и ясно выра­жать свои мысли заслуживает искреннего уважения. Главное ­- Ваша уверенность, что этому можно научиться и что это очень красиво!
    Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников, студентов сравнивать, классифицировать, систематизировать и обобщать, формируются в процессе овладения знаниями через речь, а проявляются в речевой действительности. Логически чёткая доказательная образная речь ученика, студента – показатель его умственного развития. Кто же в первую очередь должен учить детей культуре речи, как не родители, учителя, преподаватели?!
    Культура и развитие речи должны стать не только принципом, но и составной частью содержания начального курса русского языка и практической частью уроков чтения и грамматики. Название основных разделов программы по русскому языку («Обучение грамоте и развитию речи», «Чтение и развитие речи», «Грамматика, правописание и развитие речи») подчёркивает, что развитие речи –  необходимая составляющая часть содержания, которая органически связывает все части начального курса русского языка и объединяет их в единый учебный предмет. Наличие этого связующего звена позволяет осуществлять межпредметные связи и служит основой для создания единой системы занятий по культуре развития речи, единой для уроков чтения, грамматики, правописания, математики и ознакомления с окружающим миром, а также и на всех других уроках.
    Языковые знания – залог Вашей культуры речи. Каждая мысль, проявляясь в речевой форме, воплощается в неё в соответствии с языковой нормой. Нормирование речи младших школьников является первостепенной задачей школьного начального обучения русскому языку. Вместе с тем, уже в начальной школе есть возможность решать задачу более высокого уровня: учить детей находить для своих мыслей наиболее совершенную форму выражения, осознавать язык эстетически. Выражение эмоций присуще в той или иной мере всем элементам языка и с показа этих свойств начинается воспитание чувства языка у учащихся. Речевая самостоятельность младших школьников невысока, поэтому формирование их речевой культуры начинается с анализа речевых образцов. В первую очередь, это должен быть язык художественной литературы и очень важно развить у младших школьников способность испытывать чувство определенного удовлетворения и удовольствия, восхищения и радости, при высокой оценке удачного высказывания в любом стиле (научном, деловом, и др.), на уроках любых предметов. В начальной школе, на уроках русского языка должны создавать к этому предпосылки. Каждый учитель должен строить уроки так, чтобы вооружать младших школьников прочными знаниями, умениями и навыками, оказывая на детей средствами изучаемого материала воспитательное и  развивающее воздействие. Важным условием полного достижения в образовании воспитательных целей, предусмотренных программой, является соблюдение принципов преемственности, а также установления и реализации меж предметных связей. В этом отношении большую роль играют уроки чтения и русского языка, которые более всего способствуют формированию у детей обще учебных умений, так как они используются при обучении большинством предметов начального цикла. Каждый учитель должен направлять учащихся на осознанное выполнение учебного задания. Для этой цели, при выполнении упражнений, необходимо уделять особое внимание тому, насколько учащиеся понимают назначение этих упражнений (для чего, с какой целью они выполняются и чему учат).
       Современная языковая картина нашего общества заставляет обратить внимание на уровень культуры речи современной молодежи. Многие задаются вопросом, нужно ли предпринимать оперативные меры по сохранению и развитию литературного языка или же негативные явления в современном языке преходящи? Считаю, не следует ждать, пока всё само собой исправится, бездействие только усугубит негативные процессы, необходимо срочно принимать меры по восстановлению, обновлению и совершенствованию речевой культуры среди молодежи. Не стоит отказываться от всего, что относится к советскому периоду, в каждой эпохе есть свои положительные моменты, которые могут быть ценны для последующих поколений (в советское время значительное внимание уделялось нравственному воспитанию молодежи).
      Наблюдая современную молодежь в различных речевых ситуациях, видишь, что при общении друг с другом, как юноши, так и девушки, как студенты, так и школьники, зачастую в своей речи употребляют нецензурные слова и выражения. И целью использования таких языковых средств не является оскорбить или унизить собеседника, а в большинстве случаев они применяются лишь в качестве связки слов. Однако, студенты, люди достаточно взрослые для понимания того, что такое хорошо и что такое плохо, стоя в перерыве между занятиями возле университета, не обращая внимания на окружающих и проходящих мимо людей, а часто даже своих преподавателей, не задумываясь (оскорбляют ли они чей-то слух) общаются, не стесняясь в выражениях. Что это? Пренебрежение к окружающим? Непонимание истинного значения матерных слов? Вызывающее поведение? Скорее всего, ни то, ни другое, ни третье. По всей видимости, разбавляя свою речь нецензурной лексикой, молодые люди считают, что они придают ей образность и экспрессивность. А возможно, хотят выглядеть в лице своих товарищей «крутыми», независимыми, придать себе значимость в глазах друзей и сокурсников.
     Возвращаясь на три-четыре десятилетия назад и сравнивая речь молодежи тогда и теперь, с уверенностью можно сказать – речь представителей сегодняшнего молодого поколения в большинстве своем деградирует. То, что раньше было запрещенным и постыдным, сегодня свободно можно услышать идя по улице или в стенах учебных заведений. В речи молодых людей, общающихся между собой (тем более, если это только юноши), непременно услышишь не одно и не два, а с регулярным постоянством словечки из набора нецензурной лексики. Вряд ли говорящие даже задумываются о смысле и значении, которое изначально вкладывалось в эти слова, иначе они употребляли бы их адресно и целенаправленно. Хаотичное вкрапление матерных слов в речь говорит о том, что они употребляются больше в качестве слов-паразитов. Однако отнести их к разряду слов-паразитов нельзя, так как слова-паразиты говорящий использует в речи автоматически, не замечая этого. Иначе дело обстоит с нецензурной лексикой: говорящий знает, когда и где можно или нельзя ее употреблять, и практически никогда в этом плане не теряет контроль над собой. Родителям определить, ругается ли матом их ребенок бывает довольно трудно, это часто происходит за пределами дома и семьи. А свидетелями оказываются посторонние люди, случайно оказавшиеся рядом, но что особенно удивляет, обескураживает и настораживает, так это то, что говоря маты, молодые люди совершенно не стесняются, не стараются понизить голос, для них это совершенно обыденное явление в их жизни. И это заставляет задуматься: а что же будет дальше? Ведь если ничего не предпринимать, положение будет только ухудшаться. Что же явилось причиной столь широкого распространения нецензурной лексики в речи сегодняшней молодежи? Думаю, в первую очередь те социальные изменения, которые произошли в нашей стране за время. Это, в частности, период перестройки, когда была объявлена свобода слова и печати, когда навсегда исчезла цензура (которая, все таки, выполняла и положительную роль в жизни общества), а демократию многие восприняли как вседозволенность. И то, что было запрещено прежде, сдерживалось нравственными установками, моральными устоями общества, в критический момент состояния общества, как раковая опухоль (без лечения) стало распространяться в обществе и это коснулось, прежде всего, молодежи.
     Все воспитанные, культурные и уважающие себя парни и девушки не употребляют не нормативную лексику. Если же это неуверенный в себе человек, то чтобы скрыться за маской своей неуклюжести, он употребляет такой «сленг», за который его и начнут упрекать, отвлекая тем самым внимание от своих основных недостатков. Люди, употребляющие нецензурные слова чаще всего крайне несчастные, а с помощью подобных высказываний пытаются произвести впечатление на окружающих. Но что печально, характерно это не только для подростков, но и для взрослых парней и девушек.
     Говорят, глаза – зеркало души, но тогда речь – это зеркало личности. По тому, как изъясняется человек, какие слова и выражения употребляет в своей речи, можно говорить о нем как о личности, сложить о нем мнение, определить, каков уровень его интеллекта, образования, круг его общения и интересов. И если человек заинтересован в повышении своего рейтинга, имиджа, профессионального роста, в уважении окружающих, ему необходимо повышать свою культуру речи, совершенствовать навыки владения литературным языком и стремиться к совершенствованию себя, как личности.
    Нельзя замалчивать эту проблему и делать вид, что ничего особенного не происходит. Происходит! Современная молодежь – это люди, которые в недалеком будущем будут управлять Казахстаном, решать важные вопросы во всех сферах жизнедеятельности нашего общества. И о том, какое оно будет, это светлое будущее, нужно беспокоиться сейчас - Всем! Это должно волновать народ, Государство, в первую очередь Парламент и Правительство (в лице государственных органов его составляющих).
     Каждый народ имеет тот язык, какого он заслуживает и который ему необходим для удовлетворения своих потребностей в различных сферах жизнедеятельности. И чем богаче национальная культура, чем выше уровень развития общества, тем с большим уважением оно относится к одной из главных составляющих своей нации – к языку.
    Позитивные сдвиги в этом направлении возможны, если в государственных органах образования и воспитания, начиная с Министерства образования, Парламента (соответствующих комитетах) этими вопросами будут заниматься компетентные, грамотные, квалифицированные и образованные специалисты, болеющие душой за казахстанский народ и переживающие за будущее Казахстана!


      С уважением,    

      Исабеков С.Б. 
      Кандидат технических наук 
      Отличник просвещения РК
       e-mail: Isabekov_28@mail.ru
        

     

Комментариев нет:

Отправить комментарий