Культура речи в современном
обществе Казахстана
Исабеков
С.Б.,кандидат технических
наук. Отличник просвещения РК
e-mail: Isabekov_28@mail.ru
Современный литературный язык обладает
совокупностью норм на всех уровнях языковой системы, выработанных в целях более
эффективной коммуникации и носители языка должны стремиться соблюдать эти
нормы, способствуя сохранению самой языковой системы, служащей средством
передачи информации от поколения к поколению. О богатстве и выразительности
русского языка говорили и писали многие классики русской и зарубежной
литературы, выдающиеся общественные деятели, и мы по праву можем гордиться тем,
что свободно владеем русским языком.
Язык меняется, преображается и развивается на протяжении многих лет.
Процесс этот происходит постоянно, одни слова появляются, другие уходят или
переходят из активного употребления в пассивный речевой запас. Язык не может
раз и навсегда зафиксировать слова и их
понятия и толкования. В каждый конкретный исторический момент язык, как живой
организм, реагирует на все значимые события, происходящие в обществе.
Отношение общества, особенно
старшего поколения, к молодежи, положение и роль молодежи в обществе становятся
сегодня актуальным вопросом в Казахстане.
Молодежь — это поколение людей, проходящих стадию взросления, т.е.
становления личности, усвоения знаний, социальных ценностей и норм, необходимых
для того, чтобы состояться как полноценный и полноправный член общества.
Молодежи характерны критические взгляды и настроения в отношении существующей
действительности, новые идеи и та энергия, которые особенно нужны в момент
коренных реформ. Как носитель огромного интеллектуального потенциала, особых
способностей к творчеству (повышенная чувственность, восприятие,
образность нового мышления и т.п.), молодежь – ускоритель внедрения
в практику новых идей, инициатив, новых форм жизни. Таким образом, молодежный
возраст сегодня – это понятие не столько демографическое, сколько социальное и
политическое. Культура речи очень важна
в современном обществе нашего Казахстана, так как являясь отражением нашего
общества, она влияет на формирование
ценностей. Для того, чтобы повысить уровень (экономический, социальный,
политический, духовный, интеллектуальный,
образовательный) развития нашей страны, необходимо воспитывать нынешнее
подрастающее поколение, а культура речи является одним из атрибутов хорошего
воспитания.
В последнее время, в нашем обществе, все
чаще наблюдаются ситуации, свидетельствующие о падении уровня культуры речи, в
основном, среди молодежи. В частности, все более широко и повсеместно
употребляется ненормативная лексика, или так называемая вульгарная, нецензурная
лексика.
Последний значимый для языка период серьёзных изменений произошёл в
90-е годы прошлого столетия. Политические, экономические, миграционные и
общественные процессы внесли свою новую лепту в развитие языка. Средства
массовой информации начали активно пропагандировать «естественную» речь, в
театрах появился «шептальный» реализм и ненормативная лексика,
политики перестали «говорить по бумажке». Можно так сказать, что демократия в
обществе породила речевую анархию.
Молодежь чувствительно
откликнулась на перемены в обществе. На фоне всеобщей речевой неграмотности
возникает молодёжный сленг. Компьютер, интернет и другие современные
технологии диктуют свои ритмы, навязывают определённую эстетику и вводят в
употребление специальные термины и их сленговые варианты: «завис», «скачал»,
«нарисовался». Специфика, непонятная культурным, воспитанным и образованным, пенсионерам,
гуманитариям, зато быстро усвоенная детьми. Говорить о молодёжной речи в целом
невозможно, так как каждая компания или направление имеет свои устойчивые
выражения. К примеру, представители хиппи или панков, увлечённые спортом скейторы
или любители репа, дети из центрального района города Астаны или жители
маленького посёлка в республике - будут употреблять различные слова и
выражения, по разному строить фразу, пользоваться лексикой и фонетикой
русского языка. Многое определяет круг общения ребёнка, речевой и
образовательный уровень родителей и членов семьи, профессионализм школьных учителей
и вузовских преподавателей, а так же врожденное чувство языка.
Молодёжный сленг возникает, как некая возрастная особенность, необходимость
в подсознательном закреплении и утверждении своих личностных прав. Подростки,
говоря на своём языке, не только понимают друг друга, они объединены и в какой-то
степени защищены от взрослого мира. При этом в большинстве случаев ребёнок и
сам понимает абсурдность и несовершенство своей речи, но сленг помогает ему
адаптироваться в сложной, а иногда и враждебной для него среде. Часто дети
просто доказывают взрослым своё право на самостоятельность. Это возрастное и
социальное разделение является вполне естественным. Конечно, с годами, в
результате развития и расширения социального опыта общения, языковой базы,
укрепления личностной самодостаточности, параллельно с взрослением меняется и
речь человека. К сожалению, она не всегда становиться безупречной, но всё таки
мало вероятно, что взрослый человек будет употреблять ненормативную лексику. Очень
важно вырабатывать у детей способность грамотной и ясной речи, что бы они могли
и умели, при желании или необходимости выражать свои мысли адекватно своему возрасту
и обстановке.
Типичные особенности, которые можно выделить в речи подрастающего
поколения, это: речевая небрежность, проглатывание - «съедание» звуков («горить»
вместо говорить, «Кив» вместо Киев»), ускоренный темп речи - скороговорка,
большое количество слов «паразитов» (типа, вооще, на самом деле, вот, как бы,
реально, по любому и др.), привычка цедить слова сквозь зубы, не открывая рта.
Кроме этого, монотон и как результат - отсутствие мелодического и
интонационного богатства речи. Дети очень мало читают и практически не имеют
подконтрольной речевой практики.
Сегодня духовные ценности, к большому
сожалению, меняются в худшую сторону. Очень мало стали читать классику,
художественную, научно-популярную, специальную литературу, поэзию, журналы,
газеты, слабо разбираются в политике,
но самое главное не стыдятся этому. Это касается не только детей и подростков, но
и взрослого населения Казахстана. Спросите у студента, выпускника, сотрудника
вуза, любого дипломированного работника государственного учреждения,
производства: «Назови отечественного, советского, зарубежного писателя, поэта,
автора художественного произведения – поговорим о его творчестве или каком -
либо произведении», в ответ - молчание.
В 10.00 час. утра зайдите в интернет-клуб – полно детей 7 – 17 лет, итак
весь день. Все сидят и играют в игры – орут, выражаются нецензурно, к вечеру
подтягиваются возрастом постарше – пустая трата времени, а библиотеки -
полупустые. За этим должны следить и контролировать, в первую очередь,
родители, где находятся и чем занимаются их дети. И они должны и обязаны нести
определенную ответственность за их воспитание перед государством и обществом.
Библиотеки должны стать центром духовного,
нравственного и культурного развития общества в нашем государстве, а этому
должны способствовать государственные органы и соответствующая политика.
Система школьного образования активно использует краткие изложения
классических произведений и тесты, которые ведут к отсутствию речевого навыка.
Выпускник школы, а порой и выпускник вуза с трудом выражает свои мысли не
потому, что их нет, а потому, что отсутствует речевая практика и контроль. В
последние 20-25 лет речевой профессионализм, культура речи, любовь к языку
стали не популярны. Телевидение и радио культивируют просторечие, жанр
художественного и литературного чтения увядает. Реклама безумствует.
Нормативная речь, как образец - за редчайшим исключением, отсутствует. Вспомните
Левитана, вся страна, весь мир – замирал, вслушиваясь в его голос, Программа
«Новости» – Игорь Кирилов, приятно было слушать, какая дикция!
Все эти процессы, происходящие в
нашем обществе с языком и активно его меняющие, необходимо исследовать,
анализировать и обязательно попытаться сделать все возможное, чтобы сохранить
языковые традиции. К примеру, избавиться от слов паразитов можно за два-три
дня - внимательный «контроль» за речью, борьба со скороговоркой основана на
вдумчивости, осознании смысла проговариваемого текста, очищение речи от неправильных
ударений и словосочетаний («звОнит» вместо звонИт, «соскучился по Вам» вместо
соскучился или скучаю, «без понятия» вместо «не имею понятия, не знаю»)
требует особого внимания к языку в целом и к своей речи в частности. Совсем
уходит практика работы со словарями, энциклопедиями, умение использовать
огромный опыт и знания, накопленные многими поколениями учёных. Не все, к
сожалению, понимают, что речь является
не только средством общения, но и выражением душевного и интеллектуального
богатства человека.
Одной из самых распространённых речевых ошибок является неадекватность,
а порой незнание точного толкования слова. Слова и их истинное значение, в
современном молодёжном языке часто не совпадают со смыслом, а приобретают иной,
вымышленный смысл. Однако повсеместное неверное использование таких слов, в
какой-то мере закрепляет их право на существование, делая их обще употребляемыми.
Возьмём, для примера, слово «пафос». Толковый словарь под редакцией Д.Н.Ушакова
даёт такое определение этому слову: страстное воодушевление или энтузиазм,
вызванный чем-то. Толкование данного слова современным выпускником школы
значительно отличается: пижонский, исключительный, принадлежащий к высшему
обществу (пафосный клуб, пафосный прикид (одежда), пафосный магазин). В данном
случае, молодой человек определяется, вероятно, речевым и образовательным
уровнем его семьи, а так же своей любознательностью. Массовость словоупотребления
представителями младшего поколения, в свою очередь делают забавными устойчивые
фразеологические обороты: крутой кипяток, крутая крыша. Из этого следует, что
одно и то же высказывание может иметь два различных смысла и употребляться
представителями различных социальных и возрастных групп совершенно по -
разному. Однако, некоторые сленговые понятия являются чрезвычайно ёмкими,
логичными и понятным. К примеру, «дерево» или «дуб» (глупый, не сумевший
сориентироваться в ситуации, смешной - «ну ты дерево!»); несогласие - «не
факт!» и др. В современном молодёжном языке можно встретить новые понятия. К
примеру, «забить на ... », что означает пропустить, прогулять, не брать во
внимание, игнорировать и др. Многим представителям современной молодёжи не дают
покоя лавры Эллочки людоедки. Правда, вместо «шик» или «шалишь парниша»
употребляются другие - ваще (вообще), ляля-фа и т.п., эти слова могут
обозначать как высшую степень восторга, так и пренебрежение, недовольство,
разочарование и другие самые разнообразные чувства, т.е. их использование
зависит исключительно от контекста. Особое внимание надо уделить темпу - ритму
речи. Её необоснованное ускорение обусловлено общей активизацией жизни и внедрением
новых технологий. Быстрая, рваная, лишённая точной, чёткой информации, не
очень логичная речь не только мешает человеку сосредоточиться на одном
предмете, но и способствует распылению его внимания. Желание успеть всё в
кратчайший временной промежуток порождает поверхностность впечатлений и
рассуждений и только большая заинтересованность или чёткая пристальность может
приостановить этот процесс.
Пристальные наблюдения показывают, что применительно к подростковой речи
можно ввести понятие речевой эклектики: уникально наколол (обманул), ваще
(вообще) и др. Культура традиции и культура новизны не рождают в речи
подростков новое качество речи, а соединяются механически и порождают речевую
эклектику. Причины этого явления, вероятно, кроются в разнообразных
эмоциональных и социальных впечатлениях ребёнка. С одной стороны, он слышит
речь родителей, учителей, актёров театра и кино, читает или слушает художественную
литературу и воспринимает их речь, отмечая красивые иногда не совсем понятные,
«взрослые» слова. С другой стороны, его окружает знакомая речь сверстников со
всеми её лексическими особенностями. Соединение различных стилей речи иногда
производит впечатление ироничного подтекста, а чаще всего элементарной неграмотности
и неадекватности.
Очень важно, что бы молодой
человек вовремя понял, что речь способна демонстрировать развитие его личности
и учитывал бы, что речевая «соразмерность и сообразность» может быть различной.
То, что допустимо в одной ситуации (на дискотеке, в клубе, на молодёжной
«тусовке»), невозможно в другой (в театре, на совещании, во время презентации).
Интерес вызывает кардинальная смена ассоциативного ряда подростков. В
советское время ассоциации формировались под влиянием художественной литературы
и кино (все помнят кто «допрыгался» и что значит «видишь ли, Юра ... »).
Сегодня огромное влияние имеют СМИ (в том числе реклама), модные течения и
музыкальная поп культура. Дети чутко реагируют на рекламную адресно-направленную
атаку. Такие слова, как «оттянись», «сникерсни» быстро входят в их речь.
Полюбившаяся реклама сока ввела в современную речь сразу два высказывания: «ты
же лопнешь, деточка!» и «ма-а-а-м ... », которые употребляются уже независимо
от показанного ролика. Незнакомая большинству взрослых людей фраза: «вот как
то так, вот так то оно так» является цитатой из песни группы «Дискотека Авария»
и часто используется для эмоциональной поддержки в разговоре, не неся при этом
никакой смысловой нагрузки. В молодёжной речи эта фраза уже закрепилась как
устойчивое выражение. Именно поэтому мы не всегда можем понять, о чём говорят
наши дети. Значит, языковые изменения
связаны не только с социально-экономическим и политическим развитием общества,
но и активным внедрением современной технологии и поп культуры.
На сегодняшний день
традиции общения во многом утеряны. "Можно Талгата?» вместо
"Здравствуйте. Попросите (или позовите), пожалуйста, Талгата», " Ну
ладно, давай!» вместо "До свидания». В них проявляется истинное отношение
к языку любовь или неприятие, уважение или пренебрежение. Но главное, они говорят это не специально, а просто не задумываясь.
Каждый человек, в особенности каждый ребёнок, хочет быть неповторимым и
реализовать свою индивидуальность. Сегодня такие возможности у многих есть.
Только надо помнить, что яблоня элитных сортов может превратиться в дичок,
если её правильно и вовремя не подрезать! Как проявить свой ум, способность,
талант, вкус и такт? Как выразить свои взгляды и своё отношение к окружающим?
Как проявить себя? Как отличиться, чем выделиться? Ответ дает народная мудрость
- «По одёжке встречают, по уму провожают».
Наличие или отсутствие речевой культуры непосредственно связано с вашим мыслительным
процессом. Сегодня, когда есть выбор, Ваше
желание грамотно и ясно выражать свои мысли заслуживает искреннего уважения.
Главное - Ваша уверенность, что этому можно научиться и что это очень красиво!
Речь – основа всякой умственной
деятельности, средство коммуникации. Умения учеников, студентов сравнивать,
классифицировать, систематизировать и обобщать, формируются в процессе
овладения знаниями через речь, а проявляются в речевой действительности.
Логически чёткая доказательная образная речь ученика, студента – показатель его
умственного развития. Кто же в
первую очередь должен учить детей культуре речи, как не родители, учителя,
преподаватели?!
Культура и развитие речи должны стать не только принципом, но и составной
частью содержания начального курса русского языка и практической частью уроков
чтения и грамматики. Название основных разделов программы по русскому языку
(«Обучение грамоте и развитию речи», «Чтение и развитие речи», «Грамматика,
правописание и развитие речи») подчёркивает, что развитие речи – необходимая составляющая часть содержания,
которая органически связывает все части начального курса русского языка и
объединяет их в единый учебный предмет. Наличие этого связующего звена
позволяет осуществлять межпредметные связи и служит основой для создания единой
системы занятий по культуре развития речи, единой для уроков чтения,
грамматики, правописания, математики и ознакомления с окружающим миром, а также
и на всех других уроках.
Языковые знания – залог Вашей культуры
речи. Каждая мысль, проявляясь в речевой форме, воплощается в неё в
соответствии с языковой нормой. Нормирование
речи младших школьников является первостепенной задачей школьного начального
обучения русскому языку. Вместе с тем, уже в начальной школе есть
возможность решать задачу более высокого уровня: учить детей находить для своих
мыслей наиболее совершенную форму выражения, осознавать язык эстетически.
Выражение эмоций присуще в той или иной мере всем элементам языка и с показа
этих свойств начинается воспитание чувства языка у учащихся. Речевая
самостоятельность младших школьников невысока, поэтому формирование их речевой культуры начинается с анализа речевых образцов.
В первую очередь, это должен быть язык художественной литературы и очень важно
развить у младших школьников способность испытывать чувство определенного удовлетворения
и удовольствия, восхищения и радости, при высокой оценке удачного высказывания
в любом стиле (научном, деловом, и др.), на уроках любых предметов. В начальной
школе, на уроках русского языка должны создавать к этому предпосылки. Каждый учитель должен строить уроки так,
чтобы вооружать младших школьников прочными знаниями, умениями и навыками,
оказывая на детей средствами изучаемого материала воспитательное и развивающее воздействие. Важным условием
полного достижения в образовании воспитательных целей, предусмотренных
программой, является соблюдение принципов преемственности, а также установления
и реализации меж предметных связей. В этом отношении большую роль играют уроки
чтения и русского языка, которые более всего способствуют формированию у детей
обще учебных умений, так как они используются при обучении большинством
предметов начального цикла. Каждый учитель должен направлять учащихся на
осознанное выполнение учебного задания. Для этой цели, при выполнении
упражнений, необходимо уделять особое внимание тому, насколько учащиеся
понимают назначение этих упражнений (для чего, с какой целью они выполняются и
чему учат).
Современная языковая картина нашего
общества заставляет обратить внимание на уровень культуры речи современной
молодежи. Многие задаются вопросом, нужно ли предпринимать оперативные меры по
сохранению и развитию литературного языка или же негативные явления в современном
языке преходящи? Считаю, не следует
ждать, пока всё само собой исправится, бездействие только усугубит негативные
процессы, необходимо срочно принимать меры по восстановлению, обновлению и
совершенствованию речевой культуры среди молодежи. Не стоит отказываться от
всего, что относится к советскому периоду, в каждой эпохе есть свои
положительные моменты, которые могут быть ценны для последующих поколений (в
советское время значительное внимание уделялось нравственному воспитанию
молодежи).
Наблюдая
современную молодежь в различных речевых ситуациях, видишь, что при общении
друг с другом, как юноши, так и девушки, как студенты, так и школьники,
зачастую в своей речи употребляют нецензурные слова и выражения. И целью
использования таких языковых средств не является оскорбить или унизить
собеседника, а в большинстве случаев они применяются лишь в качестве связки
слов. Однако, студенты, люди достаточно взрослые для понимания того, что такое
хорошо и что такое плохо, стоя в перерыве между занятиями возле университета,
не обращая внимания на окружающих и проходящих мимо людей, а часто даже своих
преподавателей, не задумываясь (оскорбляют ли они чей-то слух) общаются, не
стесняясь в выражениях. Что это? Пренебрежение к окружающим? Непонимание истинного
значения матерных слов? Вызывающее поведение? Скорее всего, ни то, ни другое,
ни третье. По всей видимости, разбавляя свою речь нецензурной лексикой, молодые
люди считают, что они придают ей образность и экспрессивность. А возможно,
хотят выглядеть в лице своих товарищей «крутыми», независимыми, придать себе
значимость в глазах друзей и сокурсников.
Возвращаясь на три-четыре десятилетия
назад и сравнивая речь молодежи тогда и теперь, с уверенностью можно сказать –
речь представителей сегодняшнего молодого поколения в большинстве своем
деградирует. То, что раньше было запрещенным и постыдным, сегодня свободно
можно услышать идя по улице или в стенах учебных заведений. В речи молодых
людей, общающихся между собой (тем более, если это только юноши), непременно
услышишь не одно и не два, а с регулярным постоянством словечки из набора
нецензурной лексики. Вряд ли говорящие даже задумываются о смысле и значении,
которое изначально вкладывалось в эти слова, иначе они употребляли бы их
адресно и целенаправленно. Хаотичное вкрапление матерных слов в речь говорит о
том, что они употребляются больше в качестве слов-паразитов. Однако отнести их
к разряду слов-паразитов нельзя, так как слова-паразиты говорящий использует в
речи автоматически, не замечая этого. Иначе дело обстоит с нецензурной
лексикой: говорящий знает, когда и где можно или нельзя ее употреблять, и
практически никогда в этом плане не теряет контроль над собой. Родителям
определить, ругается ли матом их ребенок бывает довольно трудно, это часто происходит
за пределами дома и семьи. А свидетелями оказываются посторонние люди, случайно
оказавшиеся рядом, но что особенно удивляет, обескураживает и настораживает,
так это то, что говоря маты, молодые люди совершенно не стесняются, не
стараются понизить голос, для них это совершенно обыденное явление в их жизни.
И это заставляет задуматься: а что же будет дальше? Ведь если ничего не
предпринимать, положение будет только ухудшаться. Что же явилось причиной столь
широкого распространения нецензурной лексики в речи сегодняшней молодежи?
Думаю, в первую очередь те социальные изменения, которые произошли в нашей стране
за время. Это, в частности, период перестройки, когда была объявлена свобода
слова и печати, когда навсегда исчезла цензура (которая, все таки, выполняла и
положительную роль в жизни общества), а демократию многие восприняли как
вседозволенность. И то, что было запрещено прежде, сдерживалось нравственными
установками, моральными устоями общества, в критический момент состояния
общества, как раковая опухоль (без лечения) стало распространяться в обществе и
это коснулось, прежде всего, молодежи.
Все воспитанные, культурные и уважающие
себя парни и девушки не употребляют не нормативную лексику. Если же это
неуверенный в себе человек, то чтобы скрыться за маской своей неуклюжести, он
употребляет такой «сленг», за который его и начнут упрекать, отвлекая тем самым
внимание от своих основных недостатков. Люди, употребляющие нецензурные слова
чаще всего крайне несчастные, а с помощью подобных высказываний пытаются
произвести впечатление на окружающих. Но что печально, характерно это не только
для подростков, но и для взрослых парней и девушек.
Говорят, глаза – зеркало души, но тогда
речь – это зеркало личности. По тому, как изъясняется человек, какие слова и
выражения употребляет в своей речи, можно говорить о нем как о личности,
сложить о нем мнение, определить, каков уровень его интеллекта, образования,
круг его общения и интересов. И если
человек заинтересован в повышении своего рейтинга, имиджа, профессионального
роста, в уважении окружающих, ему необходимо повышать свою культуру речи,
совершенствовать навыки владения литературным языком и стремиться к
совершенствованию себя, как личности.
Нельзя замалчивать эту проблему и делать
вид, что ничего особенного не происходит. Происходит! Современная молодежь –
это люди, которые в недалеком будущем будут управлять Казахстаном, решать
важные вопросы во всех сферах жизнедеятельности нашего общества. И о том, какое
оно будет, это светлое будущее, нужно беспокоиться сейчас - Всем! Это должно
волновать народ, Государство, в первую очередь Парламент и Правительство (в
лице государственных органов его составляющих).
Каждый народ имеет тот язык, какого он
заслуживает и который ему необходим для удовлетворения своих потребностей в
различных сферах жизнедеятельности. И чем богаче национальная культура, чем
выше уровень развития общества, тем с большим уважением оно относится к одной
из главных составляющих своей нации – к языку.
Позитивные сдвиги в этом направлении
возможны, если в государственных органах образования и воспитания, начиная с
Министерства образования, Парламента (соответствующих комитетах) этими
вопросами будут заниматься компетентные, грамотные, квалифицированные и
образованные специалисты, болеющие душой за казахстанский народ и переживающие
за будущее Казахстана!
С уважением,
Исабеков
С.Б.
Кандидат технических
наук
Отличник просвещения РК
e-mail: Isabekov_28@mail.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий